Время работы

Река Чусовая в картинах Петра Верещагина

«Архиповка» – название небольшого этюда Петра Петровича Верещагина (1834-1886). Но он  отразил начало огромных перемен, которые происходили  в 1870-х в далеком  Пермском крае. Именно к Верещагину, потомственному пермскому художнику, академику пейзажной живописи  обратилось Общество Уральской горнозаводской железной дороги с предложением запечатлеть ландшафты тех мест, по которым пройдет первая в этих краях железная дорога.

«Архиповка» – название небольшого этюда Петра Петровича Верещагина (1834-1886). Но он  отразил начало огромных перемен, которые происходили  в 1870-х в далеком  Пермском крае. Именно к Верещагину, потомственному пермскому художнику, академику пейзажной живописи  обратилось Общество Уральской горнозаводской железной дороги с предложением запечатлеть ландшафты тех мест, по которым пройдет первая в этих краях железная дорога.

Петр Петрович был к тому времени известным живописцем,  объехал и запечатлел многие российские города, виды Крыма и Кавказа, Прибалтики, писал  серии городских  видов  Москвы и Петербурга, Нижнего Новгорода и Пскова.

П.П. Верещагин стал первым профессиональным художником, создавшим  значительную серию пейзажей Среднего Урала. В нее вошли виды реки Чусовой, губернского города Перми, Нижне-Тагильского и Верхне-Яйвинского городов-заводов, деревень (Подволочная, Шалгина, Кирпичная), «Вид реки Чусовой при пересечении мостом Уральской железной дороги» и другие.  Серию составили около тридцати этюдов и законченных картин, которые были показаны на академической выставке в Петербурге. Многие работы этого цикла «рассеялись» по музеям и частным  коллекциям, отечественным и зарубежным.

В собрании Пермской художественной галереи хранится шесть этюдов и картин  из знаменитой  серии. Это виды реки Чусовой с ее высокими скалистыми берегами,  знаменитыми «камнями», получившими местные наименования: «Река Чусовая», «Река Чусовая. Камень «Остряк», «Камень «Мултык», «На реке Чусовой», «Река Чусовая. Камень «Красный», «Архиповка». Они поступили в Пермскую галерею разными путями, в основном из Государственного музейного фонда в 1920-х годах, а также путем закупок из частных коллекций.

Большая часть из них целенаправленно приобреталась еще Н.Н.Серебренниковым, собирателем  коллекций, основателем галереи – ведь событие, которому посвящена серия пейзажей П.П.Верещагина, было наиважнейшим для дальнейшего развития промышленного Урала: впервые заповедный  и живописный край,  с богатейшими горными заводами, с месторождениями драгоценных металлов,  железная дорога соединила с бассейном Камы.  Промышленные  города-заводы Пермского края  располагались вдоль  крупных рек, в которые впадали более мелкие. Реки были транспортными артериями, транспортной сетью, по которой железная продукция вывозилась на продажу. «Путем железных караванов» называлась  река Чусовая, она была дорогой горнозаводского Урала, по которой  металлы переправлялись в европейскую часть России. Но этот  водный путь был, во-первых, сезонным, а во-вторых, неудобным для судоходства из-за множества каменистых мелей,  быстроты течения, извилистости. Доставка грузов была очень дорогой.

Идея проложить горнозаводскую железную дорогу зрела в умах предпринимателей, купцов, промышленников еще с 1860-х годов. После более чем десяти лет рассмотрения различных проектов и споров Кабинет министров утвердил в 1873 году проект Уральской горнозаводской железной дороги. Она имела направления Пермь (ныне станция Чусовская) – Кушва – Екатеринбург. Началось строительство в 1874-м, а завершилось в 1878 году. Протяженность дороги составила  715 километров. Кроме нитки  железной дороги здесь были возведены 646 искусственных сооружений, 316 мостов и туннелей. Пермь же стала «большими и широкими воротами» в Сибирь. Эти грандиозные преобразования  Общество Уральской горнозаводской железной дороги и поручило  запечатлеть  академику пейзажной живописи, пермяку по рождению П.П.Верещагину. Задачу свою художник выполнил, прославив Пермский край, его красоту, высокие скалистые берега реки Чусовой.

Этюд «Архиповка» 1876 г.  был приобретен Н.Н. Серебренниковым в частной коллекции в 1948 г. Небольшой этюд тщательно проработан.  Автор с большой точностью живописует разбуженный гудком  паровоза непроходимый край. К самому полотну  дороги подходит речка Архиповка, правый приток Чусовой в точке их слияния.  Около  железной дороги какие-то строения, небольшой вокзальчик. Столбы сопровождают линию дороги и уходят к горизонту, теряясь между гористыми берегами, покрытыми вековым лесом. Как и многие другие ландшафтные виды, «Архиповка» густо «населена» людьми – куда-то спешащими, сидящими, ждущими, занятыми повседневным трудом. Точность изображения, неяркий колорит сумрачного уральского дня, виртуозность исполнения  неизменно привлекают зрителей, вызывают желание вспоминать эти  места,  сравнивать то, что навсегда ушло с  тем, что сохранилось до сегодняшнего дня. Эти действия  всегда занимательны и доставляют удовольствие зрителям.