Время работы

Декоративно-прикладное искусство Западного Урала. Вт. пол. XX–XXI вв.

Посвящается 80-летию Пермского Союза художников

Народы, проживающие некогда в бассейне реки Камы и прилегающих землях, с давних времен славились декоративными искусствами. Их опыт общения с глиной, деревом, металлом, камнем, уходит своими корнями в глубокую древность. Яркое и самобытное явление в истории культуры Прикамья - пермский звериный стиль…

И в более поздние исторические периоды земля Прикамья славилась резчиками по дереву, литейщиками, гончарами, ткачихами, белошвейками, камнерезами… Пермская культовая деревянная скульптура, строгановское золотное шитье, демидовская медная посуда, чугунное литье, суксунские самовары, культовая меднолитая пластика, фарфор и фаянс Перми и Кунгура – вот далеко не полный перечень широко известных в стране и за ее пределами артефактов западноуральского искусства ХVII-ХIХ вв.

Сегодня неправомерно искать прямую связь с древними пластами прикамского искусства в современной художественной культуре Пермского края. Отдаленное прошлое существенной роли не сыграло в формировании древа декоративных искусств (ДИ) рассматриваемого периода. Его культивирование, прежде всего, связано с эстетическими и социальными воззрениями советского, постсоветского и современного общества, его актуальных тенденций, а также влиянием моды, зарубежной культуры, требованиями новой архитектуры и дизайна.

Декоративно-прикладное искусство (ДИ), развивающееся в рамках Пермского отделения Союза художников России, – это целый пласт художественной культуры Прикамья – профессиональной, самобытной, с оригинальными творческими поисками и достижениями. Классически и экспериментально развиваются самые разные направления: резьба по камню, роспись по ткани (батик), ручное ткачество (гобелен), декоративная и станковая керамика, авторское и производственное ювелирное искусство, художественная обработка металла, различные техники художественной эмали, станковый витраж, искусство инсталляции. Создаются не только уникальные авторские произведения, но и талантливые образцы массовой и малотиражной продукции художественной промышленности и народных промыслов. Их культурные очаги исторически сложились в городах и поселках Прикамья: Перми, Кунгуре, Красном Ясыле, Суксуне, Кудымкаре, Соликамске и др.

Начальный этап развития регионального ДИ советского периода был обусловлен, прежде всего, наличием сырьевой базы, кадров, а также особенностями становления в СССР в 1950-е гг. так называемого «современного стиля». В те годы пермская культура вместе со всей страной переживала важный этап в развитии художественной промышленности и декоративного искусства региона. Он был связан с выходом в СССР ряда правительственных постановлений, повлекших за собой изменение стилистики как архитектуры, так и ее интерьерного пространства. Возрастает понимание значительной роли декоративного искусства в оформлении жилой среды. Художники ориентированы на создание «вещей» красивых и полезных, которые приносят радость человеку повседневно, в быту. В 1956 г., на Всесоюзном съезде художников, принимается решение об организации специальной секции декоративно-прикладного искусства. С 1957 г. начинает выходить журнал «Декоративное искусство СССР», который сыграл большую роль в утверждении статуса ДИ в семье пластических искусств. 

Овчинников А.М.  Скульптура. Семья перепелок.  1974

Новые тенденции и эксперименты «современного стиля» коснулись в Прикамье, прежде всего, искусства художественной резьбы по мягкому камню – цветным гипсам, селениту, талькохлориту, известняку. Со второй половины 1950-х гг. новый стиль жизни востребовал иных предметов интерьерного убранства. Громоздкие, тяжеловесные камнерезные изделия «сталинского барокко» уходят в прошлое, время вырабатывает новый пластический язык бытовых вещей. Меняется их стилистика: камень отказывается от «украшательства», пышной орнаментации и обращается к пластической выразительности формы, гармонии пропорций и силуэтов. «Правда материала», которую провозглашали большие художники Иван Ефимов и Вера Мухина, теперь становятся условием успеха и прикамских авторов камнерезных изделий.

Во второй половине 1960-х – начале 1970-х в искусстве наметились новые веяния: отход от утилитарного функционализма в сторону уникальных декоративных решений. Идет обогащение художественных средств декоративного творчества, развитие образного и пластического языка, повышение его эстетической значимости. Нельзя не отметить и влияние общих постмодернистских направлений, что трансформировало исконную природу ДИ.

В 1970–1980-е ДИ становится полем экспериментов, поиска новых пластических и пространственных форм.

В период 1990-х происходит заметное смещение акцентов с живописи и графики на скульптуру и декоративные искусства. Живопись и графика продолжали оставаться популярными и востребованными, тем не менее, с них был снят ореол высокого искусства, которым, несомненно, они были наделены раньше. В пермском искусстве наблюдается художественный подъем скульптуры и ДИ при общем всплеске развития архитектуры, интерьерного искусства, дизайна, компьютерной графики, моды. К декоративному искусству все больше начинают обращаться графики и живописцы. И это была не только потребность освоить новый вид творчества, но и желание расширить рамки собственного искусства, обновить его художественный язык, найти новые решения для образно-пластического выражения (М. Павлюкевич, Ю. Лапшин, А. Кутергин, В. Смирнов, Л. Баранова, В. Коротаев, В. Подкуйко и др.). Тогда порой непросто было соотнести созданные художниками произведения с тем или иным видом искусства. Это касается, например, произведений В. Коротаева, причудливой пластики В. Смирнова, композиций-инсталляций Ю. Лапшина, росписи на ткани В. Подкуйко и др.

Размытость границ между видами и жанрами стала особенно характерной для всего отечественного искусства последнего десятилетия ХХ в. Начавшийся тогда процесс ориентирования на универсализм знаний сегодня продолжается и остается актуальным.

Камнерезное искусство

Старейшим искусством Прикамья является художественная резьба по камню, которая создана талантом многих сотен мастеров-камнерезов. Сегодня промысел переживает не лучшие времена, художников-камнерезов, работающих в Красном Ясыле, Кунгуре и Перми, осталось не более двух десятков. Среди них: А. М.и Р. А. Овчинниковы, С. С.и Ю. С. Кривощековы, Т. Ю. Нелюбина, А. А. Пихтовников, создающие свои произведения в станковых, декоративных и монументальных формах.

В 1956 г., в переломное для страны время, начал свой творческий путь заслуженный  художник РФ А. М. Овчинников. На протяжении сорока шести лет (1956–2002) он трудился на крупнейшем в СССР и России комбинате «Уральский камнерез» (с. Красный Ясыл) в качестве ведущего художника экспериментального цеха, затем два десятилетия занимал должность главного художника завода. Здесь им созданы сотни образцов массовых и малотиражных произведений и много интереснейших, уникальных авторских работ. Его творческие разработки на протяжении уже многих лет остаются программными, определяющими направление развития всего прикамского камнерезного промысла. Сегодня А. М. Овчинников продолжает увлеченно создавать все новые и новые авторские творения: станковую скульптуру, рельефы, пластику малых форм, декоративные предметы, воплощенные в местных зернистых и волокнистых гипсах. Он работает в разных жанрах, однако отдает предпочтение анималистике. Произведения автора отличаются классической простотой и ясностью форм.

Начиная с 1936 г. на базе уникальной Кунгурской школы камнерезного искусства (ныне филиал ФГБОУВПО «МГХПА им. С. Г. Строганова») сложились целые поколения талантливых мастеров. Среди них известные в России и за рубежом скульпторы-камнерезы С. С. Кривощеков и А. В. Овчинников. Это два разных по мировосприятию и стилистике художника, начавшие свой творческий путь в 1960–1970-е гг. Тогда их объединили любовь к камню и преподавание в Кунгурском художественном училище. Как педагоги они воспитали сотни учеников, которые сегодня достойно продолжают традиции всемирно известного, уникального искусства Прикамья. Художники удостоены почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Керамика

Славные традиции имеет авторская керамика, которая стала развиваться в Прикамье в 1960-е гг. Вторая половина ХХ века – это период «керамического бума» в стране и в мире. В СССР с конца 1950-х, и особенно в 1960-е гг., керамика складывается в самостоятельный и ведущий вид творчества в сфере декоративно-прикладных искусств. Она приобретает чисто декоративное, внеутилитарное значение и становится, по существу, пластическим искусством. В этот период в Перми работает талантливый, высокопрофессиональный художник-керамист – Р. Н. Шевякова. Она создает в основном лепные работы, выполненные из глиняной массы или пласта, отдавая предпочтение не тонкотертой глине, а материалу крупного помола, часто использует шамот. Ее работы упрощены по форме, подчеркнуто грубовата фактура материала, выделены следы лепки, втертая в массу глазурь. Излюбленным видом для Шевяковой стала роспись декоративных блюд, настенных панно, сервизов, интерьерных ваз. В ее росписи – жанровые сцены, пейзажи, собирательные портретные образы, натюрморты, мотивы «пермского звериного» стиля, но отличительной чертой почерка мастера стало живое растекание глазури. Нарочитая грубоватость и примитивность, подчеркивание свободных потеков глины были в те годы своего рода метафорой свободы творчества.

В 1970-е гг. керамика включается в «высший разряд» – станкового выставочного искусства, что ставит перед ней новые задачи. Своеобразие выразительных средств ДИ, условность художественного языка, относительная свобода от идеологических установок привлекают к нему много художников, и особенно скульпторов. Складывается современная стилистика пластических искусств, идет активное формотворчество именно в ДИ.

Керамика Мацумаро Хана отражает формальные и образно-метафорические искания этой эпохи. Его произведения не имеют прикладной функции, они отмечены яркой художественной образностью и сложной уникальной техникой исполнения. 

Н.А. Корчёмкина. Скульптура. Ожидающий. 2000

Во второй половине 1980-х гг. в пермскую керамику приходит Н. А. Корчемкина, позднее – И. А. Рогова. Оно совпало с важным периодом, когда российская декоративная керамика окончательно определяется и развивается как самостоятельное пластическое искусство.

Творчество Н.Корчемкиной, заслуженного художника РФ, своеобразный феномен в пермском искусстве.

В 1990-е гг. пермская керамика становится синтетическим видом творчества, в котором соединяются формотворческое и изобразительное начала. Керамическая станковая скульптура и мелкая декоративная пластика из шамота, фарфора и керамики, выполненные в различных экспериментальных техниках обжига, выдвигаются в авангард новых пластических поисков и открытий.

Сегодня в традиционных и экспериментальных техниках керамики интересно творят художники разных поколений: В. И. Минеев, Е. А. Зобачева, Н. А. Головкина, С. В. Рыбина и др. Художники работают в крупных формах (интерьерные вазы, анималистические сосуды, декоративные и утилитарные блюда), в станковой и малой пластике. Они ориентированы как на классические традиции, так и на современные тенденции, характерные не только для ДИ, но и для архитектуры, дизайна, других видов пластических искусств.

Витраж

Витраж как монументальный вид декоративного искусства был популярен в 1970–1980-х гг. в украшении архитектурных интерьеров крупных общественных зданий Прикамья: Дворцов культуры, библиотек, гостиниц, ресторанов и баров. Рождение витражного искусства в Перми связано с творчеством Р. Б. Исмагилова – талантливого живописца и мастера декоративного искусства, заслуженного художника РФ. Свои первые творческие фантазии в стекле художник воплотил в 1972–1973 гг. Это время, когда художественное стекло было подвержено общим стремлениям к развитию декоративных форм, не связанных с прямым утилитарным назначением. Витражное стекло украшает стены фойе и окна многих общественных и частных зданий Перми. Среди них: детская спортивная школа «Орленок» (1987), Театр юного зрителя (1982), гостиница «Урал» (1990), ресторан «Наири» (2008) и многие др. В 1990-е гг. Р. Б. Исмагилов выводит витраж из монументальных форм интерьерного убранства в камерный мир выставочного пространства. Художник создает целую серию станковых (выставочных) витражей. В них проявился новаторский подход к стеклу и, одновременно, видна опора на традиционные основы витражного искусства. Образно-декоративное начало в его работах сочетается с конструктивно-графическим построением композиций – декоративно-абстрактных и сюжетных.

В 1990–2000-х гг. витражным искусством в станковых формах увлекся и сын Исмагилова Рустам, тогда начинающий художник, пробовавший себя в разных видах искусства. Созданные им в те годы витражи пользовались неизменным вниманием у зрителей и у исследователей. За работу «Старик и море» (2002) молодой художник был удостоен почетного диплома на Всероссийской выставке в Москве.

Ювелирное искусство

Пермское ювелирное искусство – славная страница в истории культуры Западного Урала. Возникнув на рубеже 1960–1970-х гг., оно было неразрывно связано с Пермским экспериментальным ювелирно-гранильным заводом (ПЭЮГЗ). Кадры для завода с 1979 г. готовило Кунгурское художественное училище, которое сыграло немаловажную роль в процессе становления и развития ювелирного искусства Прикамья. На заводе работали многие талантливые художники. В творческой биографии известного пермского ювелира А. И. Метелева завод также занимает яркую страницу. Работая главным художником, он разрабатывал модели для экспериментальной и поточной продукции. Кроме того, Метелев создавал авторские ювелирные украшения: колье, серьги, кольца, браслеты, кулоны из серебра, выполненные в технике скани, зерни и чернения, украшенные драгоценными и полудрагоценными камнями. Увлекался созданием миниатюрной камнерезной пластики из талькохлорита и цветного гипса.

Вначале 1990-х гг. ювелирное производство в Перми было закрыто, однако начиная с 2000-х гг. наблюдается новый подъем в его развитии. Появились ювелирные предприятия, творческие мастерские, дизайн-студии и ювелирные компании. Работает много молодых, ищущих, смелых, щедро наделенных фантазией художников. Среди них Т. Ю. Задорина, произведения которой отличаются смелыми решениями, пластической свободой, живописно-графической выразительностью и внутренней энергетикой.

Художественный металл

Художников, работающих с металлом, сегодня в Перми немало. В последние годы большую роль играет Пермская Академия художеств (ФГОУ ВПО «РАЖВиЗ Ильи Глазунова»), которая уделяет большое внимание обучению студентов техникам работы по разному металлу: бронзе, меди, алюминию, латуни. В процессе обучения они создают как крупные интерьерные предметы, так и мелкие, выполненные в трудоемких техниках литья, гравировки, штамповки, зерни, чернения, клепки, выпиловки и пр.

Исмагилов Р.Р. Скульптура. Кабан

Одаренным преподавателем по классу металла является Р. Р. Исмагилов, один из ведущих скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства Пермского края, автор известного памятника «Пермяк – соленые уши» и композиции, посвященной 120-летию пермского водопровода. Хотя в творческом багаже Исмагилова есть крупные авторские работы в стекле, живопись, керамика, но главный и любимый его материал – металл. Это художник широкого диапазона и большой творческой энергии. Исмагилов работает в монументальной и станковой форме. Он с увлечением создает пластические образы из металлолома. Скульптура, собранная из всевозможных гаек и железок, – талантливая прихоть, рожденная фантазией художника-экспериментатора, абсолютно раскованного в своей творческой работе. Галерея пластических образов удивляет разнообразием персонажей и сюжетов, восхищает неожиданностью композиционных решений и «замысловатой простотой» технических решений. Эти художественные модификации, сделанные с большой любовью и душевной теплотой, имеют вполне узнаваемые образы и воплощают рефлексию художника на современный индустриальный мир.

Другой яркой индивидуальностью является недавний его ученик А.Я. Сабиров. Художник предпочитает работать в малой пластике. Одна из его известных и популярных серий «Батор. Прикосновение» (2014) включает разные пластические образы, которые навеяны автору детскими воспоминаниями, услышанными легендами, сказками, мифами. Они эмоционально-содержательны и образно-ассоциативны. Металл, кажется, с легкостью покоряется скульптору, являя желаемый образ в движении, с разными оттенками чувств и мыслей.

Исмагилов и Сабиров, учитель и ученик – две уникальные пермские личности с собственной мифологией, концепцией стилеобразования и личностного кода в пластике.

Эмаль

Искусству художественной эмали в Перми в 1960-е гг. проложили путь С. Ф. Колюпанов и Е. П. Плюснина, работающие в станковых и монументальных формах в технике расписной эмали. С тех пор эмаль развивается в станковых и ювелирных формах, в традиционных и новаторских, экспериментальных техниках. Сегодня с ней работает целая группа талантливых мастеров. 

Веселухин Б.А., Кравченко  Л.И. Браслет. 1979

У истоков зарождения и становления ювелирной художественной эмали на Пермской земле стояла художник-эмальер Л. И. Кравченко. В 1975 г. был открыт цех художественной эмали на Пермском экспериментальном ювелирно-гранильном заводе, где художница проработала долгие годы в качестве ведущего мастера по финифти. Со второй половины 1990-х гг. творческий путь Л. И. Кравченко связан с индивидуальными поисками и открытиями в экспериментальной технике горячей эмали. По жанру это иконы, портреты, бытовые и исторические сюжеты, пейзажи, анималистические и декоративные композиции.

Универсальным мастером пермской экспериментальной эмали в 1990-х – начале 2000-х гг. был А. Г. Филимонов – живописец и художник ДИ. Им создано много больших и малых произведений, объединенных в циклы, выполненные в разных жанрах. Среди них особое место занимает «Библейский цикл», состоящий из 46 живописных работ и 4-х – в технике горячей эмали, на стальной пластине. В философско-религиозном цикле «Семь дней творения мира» (1996) автор соединил в одном произведении художественную эмаль и батик, создав неожиданный синтез двух искусств.

Известный скульптор А. А. Кутергин экспериментальной эмалью увлекся еще в студенческие годы. Наиболее активно и плодотворно живописно-пластическими поисками в горячей эмали он начал заниматься с конца 1980-х гг. Наиболее плодотворный период приходится на 1990-е – начало 2000-х гг. Трехчастная композиция «Путники в ночи» (2002) является одной из интересных эмальерных работ в творчестве этого замечательного художника.

Художественной эмалью занимаются Е.А. Зобачева, Е. Игнатьева, а также  Н.М. и Ю.Степановы и многие выпускники Пермского гуманитарно-технологического института.

Гобелен

Кудрявцева Е.С. Гобелен. 1987

Искусство современного гобелена в его «классическом» варианте на протяжении многих лет развивают мастера из Перми и Кунгура. Прежде всего, необходимо отметить гобелены Е. С. Кудрявцевой, которая работает в этом виде ДИ с 1970-х гг. Е. С. Кудрявцева - признанный и авторитетный мастер. Сегодня художницей создано уже более 250 гобеленов – монументальных, ориентированных на определенную архитектурно-пространственную среду, и станковых. Около 30 из них находится в собрании Пермской художественной галереи. Для ее работ характерно жанровое разнообразие. Она обращается к пейзажу, натюрморту, портрету, сюжетной композиции, библейским образам. Е. С. Кудрявцева тонко чувствует особенности стилизации, присущие гобелену, сохраняет необходимую меру условности и обобщенности, которая отличает его от живописного произведения. Ее гобелены при всей графической строгости, доведенной иногда до знака-символа, заразительно-эмоциональны. В них много стихийного, непосредственного чувства, живых эмоций. Однако отметим, что последние двадцать-тридцать лет гобелен как вид искусства переживает сложные времена. Его «кривая популярности» никак не хочет подниматься вверх, чего не скажешь о других видах ДИ. У современного архитектурного интерьера сегодня другие приоритеты.

Текстиль

Субботина О.В. Батик. Дремучий. 2005

Начиная с 1970-х гг. успешно и новаторски развивали батик Л. И. Ракитских, А. Г. Филимонов, Г. П. Хоменко. Сегодня в батике, а также в смешенных авторских техниках, аппликации, работают О. В. Субботина, Э.Р. Нерлова,  Н.А.Талавира и др.

Текстиль многие годы продолжает оставаться полем поисков и зкспериментов не только у мастеров ДИ, но и у известных живописцев и графиков – М. Г. Павлюкевича, В. Подкуйко, В. А. Смирнова и др. В 1990-е гг. по-новому определился творческий путь О. В. Субботиной. Оставив гобелен, она полностью погрузилась в поиски новых авторских техник, одновременно работая в батике и графике. Великолепны ее работы, созданные в технике холодного батика. Появление в это же время уникального творческого союза М. Г. Павлюкевича и О. В. Субботиной привело к усложнению формально-художественного языка текстиля и рождению новой философско-образной, концептуальной текстильной картины.

Со своей живописно-графической стилистикой и тематической направленностью на пейзаж – городской, сельский, горный, где есть незримое присутствие человека, в пермском батике работает Э.Р. Нерлова.   Ее батики-картины классически строги и выразительно-эффектны своей  «текучей» и мягкой цветовой палитрой. Нерлова работает в разных художественных техниках, что позволяет ей много экспериментировать в росписи по шелку.

Известный график и художник ДИ Н.А.Талавира создает интерьерные  панно (объёмно-пространственные композиции), выполненные в авторской ручной технике - формопластике  (многослойной живописи нитью).

Инсталляции

Современных видов и форм ДИ создается много, но лишь отдельные можно смело причислить к искусству – новому, оригинальному, со смыслами. Один из первых Арт-объектов типа инсталляции «Leskray. ru» (2011) М. Г. Павлюкевича и О. В. Субботиной неискушенный зритель воспринимает как некий экспозиционно-художественный ребус. Произведения этих авторов часто не вписываются в традиционные представления о декоративном искусстве. Художники-новаторы изменили и усложнили формально-художественный язык текстиля, породив тип философско-образной, концептуальной текстильной картины. Они используют язык стилизации, метафоры, таящий недосказанность, ассоциативность и поэтому требующий от зрителя активной работы мысли, предполагающий возможность различных толкований произведения.

К одной из первых, лучших работ О. Субботиной, отражающей ее формальные и образно-метафорические поиски, следует отнести композицию «Спасительная пустота» (2012), посвященную теме космоса. Композиция завоевывает внешнее пространство, входит в реальную среду, обогащая ее мягкой структурой текстиля.

Пермское декоративное искусство – традиционное и новаторское, в нем живут ирония и гротеск, игра и стилизация разных художественных направлений мирового искусства. Довольно часто на декоративных произведениях новейшего времени лежит налет театральности, перформанса. Можно говорить о разнонаправленности и полистилистике пермского искусства.

Отметим также иную, полярную тенденцию – интерес художников к древней культуре Прикамья, к мировой архаике, погружению в глубь веков. Отсюда огрубленная форма и роспись, включающая языческие мотивы, древние орнаменты, символы и знаки. Архаизирующее направление, культивирование материала в его естественном состоянии коснулось керамики, росписи по тканям, ювелирных украшений, металла, инсталляций.

Экспериментирование, инновационные преобразования, многоликость, разнообразие и контрастность творческих исканий – вот отличительные особенности ДИ Прикамья. На протяжении уже не менее трех десятилетий из декоративного искусства уходит стремление к стилистической общности, к коллективности творческих усилий. Активизируются индивидуальные поиски и эксперименты. Самовыражение стало основным побудительным мотивом творчества.

Пермское ДИ ищет новые средства художественного и эмоционального выражения, решая общие формально-художественные задачи пластических искусств и архитектуры: новаторское формообразование, взаимодействие с пространством, обращение к авторским техникам, углубление личностного начала в творчестве.

Отметим, что сегодня определение своего места в общемировом культурном процессе становится актуальным как никогда. Традиции и новаторство, художественное наследие и современность, поиски корней и взгляд в будущее – эти вопросы обсуждают теоретики искусства. Это связано с негативным воздействием процесса глобализации европейской художественной культуры, в которой стремительно размываются границы самобытного, национального искусства, и происходит утверждение универсальной, космополитической культуры. Влияние этих процессов коснулось и отечественной культуры, включая региональную. Такой же актуальной остается сегодня проблема взаимодействия современного искусства с местной региональной культурой. Решением этих проблем в своем творчестве, очевидно, должны быть озадачены и художники ДИ.