Время работы

Художник Иван Россик

Иван Игнатьевич Россик (1909-1977) принадлежит к поколению художников, стоявших у истоков Союза советских художников в Перми. На то время он был одним из немногих, имеющих высшее художественное образование. После окончания Ленинградского института живописи, ваяния и зодчества (1932) он становится преподавателем Пермского художественного техникума, и с тех пор навсегда свяжет с Пермью свою судьбу.

Россик входил в состав первого Правления Оргкомитета Союза художников Пермской области (1934), был участником первых бригад живописцев, выезжавших на новостройки, а затем устраивающих выставки в фойе оперного театра и др. местах. В годы Великой Отечественной войны работал в мастерской агитплакатов Союза советских художников Молотовской области. Им создано несколько оригинальных композиций плакатов и агитокон, хранящихся в художественной галерее. В 1947 году, а также, в 1949-1952 годы, И.И. Россик избирался председателем Правления Пермской организации Союза художников РСФСР.

И.И. Россик. Портрет  О.Д. Коровина. 1943

Творческое наследие художника – живопись, рисунки и акварель. Интересны акварели военного периода – домашние интерьеры, портреты детей, цветочные натюрморты. Позднее писал натюрморты и пейзажи Перми. В живописи предпочтение отдавал портретному жанру. Создал серию портретов известных деятелей культуры Пермского края: архитекторов Н. Шварева и С. Серебрякова, артистки Л. Мосоловой, поэта Б. Михайлова и др. 
Иван Россик, единственный из пермских художников, оставил обширные воспоминания, ставшие уникальным документом по истории художественной жизни Перми. И не только Перми. Пишет Россик очень честно, не приукрашивая ни себя, ни свое время, с искренностью и серьёзностью человека, обуреваемого сильным желанием понять прожитую жизнь, почему она сложилась так, а не иначе. Его размышления актуальны и сегодня. Вот, что он пишет о 1930-х годах: «Тридцатые годы были трудными. Сверху исходило утверждение об объективности обострения классовой борьбы в обществе. Выявлялись скрытые враги советской власти… А в народной массе существовала обычная пассивность и непонимание нового. Требовалось терпение, большой ум и вера в будущее, чтобы правильно организовать людей на строительство социализма в стране». 
Уже в 1970-е годы он ощутил накапливающиеся проблемы в искусстве Перми и проницательно говорил об этом. Потерю объективных критериев в искусстве считал большой опасностью для искусства, потому что за этим может скрываться и невежество, и неумение рисовать, и безразличие к содержанию, и деградация мысли.

Подводя итоги, Россик сформулировал свое жизненное и творческое credo: «Я никому не подражал, любил и уважал натуру и, прежде всего, человека, и всегда оставался верен себе, верен природе, правде, простоте и сложности самой жизни». Как завещание художника воспринимается его фраза: «Человек волен во всём, но живя в обществе, обязан быть этичен, вежлив, полезным собратом всех людей. ….а художник должен служить всему прогрессивному в своём народе». 

Его воспоминания опубликованы в книге «Иван Игнатьевич Россик», Пермь, 2009. Кто захочет почитать книгу, не пожалеет потраченного времени».

И.И. Россик. Портрет садовода Л. Пищальникова. 1956
И.И. Россик. Портрет  поэта Б. Михайлова. 1954