Пермские художники-фронтовики: Анатолий Дёмин

Анатолий Максимович  Дёмин (1925 -1987), живописец, график и замечательный педагог, который вначале воевал, а учился уже потом, после окончания Великой Отечественной войны. Воевал Анатолий Дёмин с 1942 по 1945 годы на Волховском фронте. Был десантником и стрелком автополка. Получил несколько ранений, имел инвалидность, до конца своих дней жил с осколком в голове.

 

А.М. Дёмин. Из архива Пермской художественной галереи

 

Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя медалями «За отвагу», медалью «За боевые заслуги», юбилейными. Имеет нагрудный знак «25 лет Победы в Великой Отечественной войне».

В профессиональном обучении он прошел все этапы. С отличием окончил  Казанское  художественное  училище (1950), затем Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (1950-1956). Дипломная работа Дёмина «Алеша Пешков а пекарне Семенова» (руководитель  Ю.М.Непринцев), была показана на всесоюзной выставке и воспроизведена на обложке журнала «Огонек».  

Позднее работу приобрел в свою коллекцию Ярославский художественный музей. Таким образом, на выставках художник стал участвовать еще в студенческие годы.

 

А.М. Дёмин. Алёша Пешков в пекарне Семенова. Эскиз. Из архива Пермской художественной галереи

 

 

А.М. Дёмин. Поиск модели для образа А. Пешкова. Из архива Пермской художественной галереи

 

А.М. Демин художник разносторонний – интересный живописец, прекрасный рисовальщик и мастер композиции, он хорошо владел и техникой акварели, занимался оформлением и иллюстрированием книг. Создавал произведения, связанные с отечественной историей, писал  жанровые картины на современные темы, портреты, пейзажи. И везде он выступал как серьезный и уверенный профессионал. Портретные работы художника достаточно разные, часто камерные, тяготеющие к психологизму, как, например, «Автопортрет в госпитале» (1950-е). 

 

А.М. Демин. Автопортрет. Из собрания Пермской художественной галереи

 

В этой работе  он  изобразил себя сидящим на диване в больничном халате. Погрудная композиция позволила сосредоточить все внимание на лице. Художник будто вглядывается в окружающий мир, пытаясь что-то понять. Открытый, напряженный, вопрошающий взгляд выдает в нем человека искреннего и вдумчивого. Более всего, пожалуй, он писал портреты с элементами жанрового характера: «Женский портрет в красном платке», «Женщина в кресле», «Старуха в красном». Как и многие в его поколении, он писал и социальные портреты-типы, такие как «Знатная колхозница», «Кузнец». Художниками-коллегами и местной критикой отмечен портрет доярки Л.Устиновой (1961). 

Пейзажей в наследии А.М. Дёмина, пожалуй, не меньше, чем работ остальных жанров. Пейзаж всегда позитивен, дает возможность отдохнуть и успокоиться душе, насладиться согласием и гармонией, которых всегда не хватает в социальной жизни. Наверное, поэтому пейзаж занимает большое место в отечественной живописи, в том числе, и у художников Перми. Пейзажи А.М. Демина, как правило, камерные, лирические, излучающие эмоциональную энергию автора. Они написаны плотными мазками живо и энергично, что привносит в них ноту экспрессивности. Художнику была близка и индустриальная тема. В 1950-е годы он исполнил интересную акварельную серию «Транспорт», где и документально, и поэтично воссоздал фрагменты убегающих  вдаль железнодорожных путей, цветные огни светофора...

В архиве Пермской галереи хранятся фотографии, выполненные во время творческой поездки художника в Губаху. На одной из них он снят на фоне картины, выполненной по привезенным из этой поездки этюдам. Один из этюдов под названием «Коксогазовый» приобрела Пермская галерея. Несмотря на общую монохромную палитру, он привлекает живописностью, сложной нюансировкой цвета, придающей этюду эмоциональную выразительность.

 

А.М. Дёмин. Уралочки. Из собрания Березниковского историко-художественного музея

 

На рубеже 1950-1960-х годов художник активно занимался книгой. Наиболее плодотворное сотрудничество связывало его с книжными издательствами Казани и Перми. Анатолием Дёминым оформлены и проиллюстрированы очень разные издания: Н.Асанов «В дни войны и в дни мира» (Пермь, 1957), Л.Правдин «Новый венец» (Пермь, 1957), В.Белугин «Родная стихия» (Пермь, 1959), В.Великанов «Повесть об укротителе», А.Пак «В списках спасенных нет» (Пермь, 1961), О.Селянкин «Есть так держать» (Детгиз, 1961). Он выполнил интересную серию «Во глубине сибирских руд» из 6 рисунков, посвященную декабристам. А серия иллюстраций к повести Н. Островского «Как закалялась сталь» (1957) была высоко оценена сотрудниками мемориального музея Н. Островского в Сочи, которые изъявляли желание приобрести работы в фонды своего музея. Но автор по каким-то причинам не захотел. Сейчас эти рисунки находятся в собрании Пермской художественной галереи.

С 1957 по 1964 Анатолий Максимович вел изостудию при Пермской государственной художественной галерее. Среди его учеников известные пермские художники – Заслуженные художники России Р. Исмагилов и М. Павлюкевич, художники А. Новодворский, А. Городилов, Н. Кацпаржак, И. Одинцов, Р. Пономарев, О. Перевощиков. 

Один из бывших студийцев А.М. Демина, Равиль Исмагилов вспоминает об учителе тепло и с удовольствием: «Анатолий Максимович был человеком живым и общительным, прирожденным педагогом. Когда я пришел в студию, там учились разновозрастные ребята – от 14 до 20 лет – и к каждому он находил свой подход, свои слова. Не жалел времени для общения с учениками, приглашал в мастерскую. Вместе со студийцами ходил на этюды и писал вместе с ними. Когда разбирал ученические этюды, находил точные формулировки, и тогда ошибки становились явными. По его рекомендации я, Рудольф Пономарев, Павел Старков после студии поехали поступать в Казанское художественное училище. Он окончил его сам и считал это училище лучшим в стране. Почти все его студийцы стали профессиональными художниками. Я до сих пор помню его советы и рекомендации».

 

А.М. Демин. Рисунок. Островский Н.А. Как закалялась сталь.

А.М. Демин. Иллюстрация. Н.А. Островский. Как закалялась сталь

А.М. Демин. Иллюстрация. Н.А. Островский. Как закалялась сталь

А.М. Демин. Рисунок. Н.А. Островский. Как закалялась сталь

А.М. Демин. Рисунок. Н.А. Островский. Как закалялась сталь

А.М. Демин. Иллюстрация. Повесть об укротителе. Пермское книжное издательство

 

 

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам