Строгановское золотное шитьё

В собрании Пермской художественной галереи хранятся около трёх тысяч тканей. Восток, Западная Европа, Россия с XVII по XXI века представлены множеством самых разнообразных видов техники, материалов и исполнения. Одной из значимых коллекций собрания тканей является Строгановское лицевое шитьё XVII века — высочайшее искусство древнерусской вышивки.

Вышивание было широко распространено на Руси — драгоценные ткани у нас начали производить только с XVIII века, со времён Петра I. Парча, камка, бархаты, шёлковые и золотные нити и даже хлопок — всё было привозным с Востока и Запада. Ткани и материалы стоили огромных денег и только царский да боярский двор, да двор богатых служилых людей могли позволить себе такое роскошество. Шитьё золотом и серебром, драгоценными камнями и жемчугом на порядки увеличивало значимость, красоту и богатство царского и боярского платья, различных пелен и облачений церковных, убранства покоев и церковного интерьера, а также различных празднеств. Многие иностранцы, побывавшие в Московии, отмечали красоту и высокое искусство русской вышивки.

Для того чтобы создать одно шитое произведение требовалось не только немалое время и большие денежные средства, но также мастерство целой группы профессионалов в своей области. Это не только мастерицы-вышивальщицы, которые непосредственно выполняли свою работу, но также иконописцы – «знаменщики», создающие рисунок, «травщики», разрабатывающие орнаментальные композиции, «словописцы», умеющие закомпоновать тексты молитв в виртуозную композицию старославянской вязи. Мастерские, в которых создавались эти прекрасные предметы, могли быть только при царском и боярском дворе, при дворе богатых служилых людей и в крупных богатых монастырях. Каждая мастерская отличалась «своим почерком», своими особенностями: умением изографов, мастериц, традициями, возможностями и богатством материалов. Такие мастерские – «светлицы» – были у Строгановых в Сольвычегодске, на Севере России. Данные памятники представляют собой образцы шитья высочайшего художественного уровня как в изобразительном решении, так и в техническом исполнении. Имя Строгановых «дало название стилям в иконописи, лицевом шитье и архитектуре».

1. Покровец. Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. 1620-е. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Сегодня известно около двухсот произведений строгановского лицевого (сюжетного) шитья. В коллекции Пермской галереи их около двадцати — подвесные пелены, литургические ткани, облачения священнослужителей. Подвесные пелены — это ткани с сюжетным или орнаментальным изображением. Первоначально они подвешивались под соименную икону, но позже стали исполнять роль самой иконы, только вышитой.  Изображения на них были такие же, как на иконах — Христос, Богоматерь, святые, сцены из евангельской истории, узаконенные церковным правилом (каноном).

Горницы Строгановых – мастерские иконописные, золото-серебряные, книгописные, золотного шитья возникли для создания убранства Благовещенского собора – домовой церкви Строгановых в  Сольвычегодске. Самые ранние произведения нашей коллекции относятся к первой трети XVII в.  Это покровец «Распятие с предстоящими» (рис.1) и подвесная пелена «Богоматерь Седмиезерная» (рис.2).

ПОКРОВЕЦ. РАСПЯТИЕ С ПРЕДСТОЯЩИМИ БОГОМАТЕРЬЮ И ИОАННОМ БОГОСЛОВОМ. СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЕ МАСТЕРСКИЕ СТРОГАНОВЫХ. 1620-е гг. (фото 1)

Атлас, тафта (подкладка), объярь (кайма), холст, шелковые, золотные и серебряные нити;  шитье шелковыми нитями атласным швом «по форме», шитье серебряными и золотными нитями "в прикреп".     47,5 х 45,5 см.

Покровец – это литургическая ткань, являющаяся покровом на потир – чашу для причастия.

Центральная часть его – средник  из червчатого (малинового) атласа, обшит  широкой каймой из драгоценной  персидской ткани - объяри.  В круге вышито «Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом». Покровцы несли символическую нагрузку – это жертва, принесенная во имя человечества.   Лично́е (так называется изображение ликов и открытых участков тела)  шито крученым шелком  телесного цвета атласным швом «по форме». Крест и одежды святых – волоченными золотными нитями – тонкой  серебряной  и золотой проволокой. Иконография Распятия с предстоящими распространена в русской иконописи  с XV века, несколько позднее – в шитье. Это изображение самое миниатюрное в нашей коллекции древнерусского шитья. Фигуры святых всего около 6 см в высоту, однако выразительны своими жестами и позами, пластически точно переданы движение и даже эмоции на ликах.  Рисунок выполнен в тонкой,  изящной манере, напоминающей ранние иконы XV века. 

2. Пелена подвесная. Богоматерь Одигитрия (Седмизерная). 1620-1630. Из собрания Пермской художественной галереи

 

ПЕЛЕНА ПОДВЕСНАЯ. БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ (СЕДМИЕЗЕРНАЯ). СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЕ МАСТЕРСКИЕ СТРОГАНОВЫХ.  1620 – начало 1630-х  гг. (фото 2)

Камка, холст, шелковые и золотные нити; шитье «в прикреп» швами: «черенок», «городок», «клопчик», «ягодка», «косой ряд». Личное шито шелком телесного цвета атласным швом «по форме». 42,5 х 33 см

Удивительный по красоте и репрезентативности памятник. Пелена шита  шелковыми, серебряными и золотными прядеными нитями по червчатой (малиновой) итальянской камке.  Лично́е шито очень тонким крученым шелком  телесного цвета атласным швом «по форме».  Одежды, нимбы, тексты и орнаменты на кайме – пряденой золотной нитью с  шелковой прикрепой, образующей геометрические узоры. На кайме по углам – растительные орнаменты. 

Этот образ настолько выразителен и настолько ювелирно исполнен, что мы с первого взгляда даже не можем представить, что перед нами вышитый лик. Даже глаза вышиты тремя разными шелками – серым, темно-вишневым и черным. Лики моделированы серовато-коричневым тоном, что придает им светотеневую глубину. По периметру пелены, образуя  прямоугольную кайму,  пряденым серебром, вязью шит текст тропаря  стихиры Пресвятой Богородице, глас 4: «КО Б<ОГОРО>Д<И>ЦЫ ПРИЛѢЖНО Н<Ы>НѢ ПРИТЕЦѢМ ГРѢШНИИ  РАБИ ТВОИ …». 

Силуэт Богоматери с младенцем гармонично вписывается в изобразительное пространство пелены. Соединение тонкого, изысканного рисунка с некоторой статичностью изображения, мастерство композиционного решения и высочайшего технического исполнения, точно выбранное цветовое звучание контраста золота на червчатом (малиновом) фоне –  создают высокоторжественное  произведение.

Богоматерь Седмиезерная – это иконографический  извод Богоматери Одигитрии Смоленской. В 1615 году, в царствование Михаила Федоровича, монах-основатель  Седмиезерной Богородицкой пу́стыни около г. Казани –  Евфимий принес из Устюга в свою обитель икону Богоматери Смоленской. Здесь она прославилась многими чудесами исцеления от болезней и особенно прекращения моровой язвы.  С середины XVII в. подобный иконографический тип Одигитрии получил название Седмиезерская или Семиезерная.

3. Пелена подвесная. Богоматерь Казанская. 1630-1640. Из собрания Пермской художественной галереи

 

ПЕЛЕНА ПОДВЕСНАЯ.  БОГОМАТЕРЬ КАЗАНСКАЯ. СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЕ МАСТЕРСКИЕ СТРОГАНОВЫХ.  1630 – 1640-е (?)  гг. (фото 3)

Атлас, шелк; шелковые, серебряные, золотные нити; шитье "в прикреп", атласным швом «по форме».  35 х 29 см

Пелена шита шелковыми, серебряными и золотными нитями по малиновому (средник) и желтому (кайма) атласу.  По кайме пряденым серебром вязью тропарь Казанской иконе Богоматери  глас 4: «ЗАСТУПНИЦЕ УСЕРДНАЯ  МАТИ  Б<О>ГА ВЫШНЯГО ЗА ВСѢ МОЛИШ С<Ы >НА СВОЕГО  Х<РИ>С<Т>А  Б<О>ГА Н<А>Ш<Е>ГО …»  

Казанская Богоматерь – один из иконографических изводов Богоматери Одигитрии, в переводе с греческого означающей «Путеводительница». Смысл ее – просвещение духовным светом. Иконография Казанской Богоматери сложилась в XVI веке, но уже в XVII веке она была одной из самых почитаемых на Руси икон. В православном календаре  Казанская празднуется и вспоминается дважды – 21 июля как явление ее чудотворного образа в г. Казани в 1579 году, и 4 ноября, когда князь Дмитрий Пожарский в 1612 году привел народное ополчение спасать Москву и Россию от польско-литовских захватчиков.  Именно в день Казанской Богоматери  с 2005 года  Независимость России стали праздновать 4 ноября.

Пронзительный и проникновенный по своему психологическому воздействию образ создан строгановскими мастерами. Повышенная выразительность его достигается максимально возможным приближением к лику богоматери, к ее глазам. Пластика и ритм рисунка, цветовые и фактурные взаимодействия линий и плоскостей, высочайший уровень исполнения ставят памятник в ряд высочайших достижений мирового искусства.

4. Пелена подвесная. Царевич Димитрий (Угличский). 1650-е. Из собрания Пермской художественной галереи.

 

ПЕЛЕНА ПОДВЕСНАЯ.  ЦАРЕВИЧ ДИМИТРИЙ (УГЛИЧСКИЙ). МАСТЕРСКАЯ АННЫ  ИВАНОВНЫ СТРОГАНОВОЙ. 1650-е гг. (фото 4)

Атлас, холст; шелковые, серебряные, золотные нити; шитье "в прикреп", атласным швом «по форме».  35 х 45,5 см. Пелена шита шелковыми, серебряными и золотными нитями по малиновому атласу. Лично́е шито плотно крученым шелком  телесного цвета атласным швом «по форме».  Одежды и нимбы – пряденым золотом с неяркой шелковой прикрепой. Пейзаж – пряденым серебром и золотом, сканным с шелковой цветной нитью «в прикреп» без орнамента. Парная к пелене «Убиение царевича Димитрия». Изображения царевича Димитрия в иконописном и вышивальном искусстве Строгановых было широко распространено в середине XVII века. До нас дошли многочисленные варианты изображений его  на иконах, на литургических тканях, на облачениях священнослужителей. Царевич Димитрий был сыном царя Ивана IV Грозного. Вместе со своей матерью, Марией Нагой, по повелению Бориса Годунова он был удален в г. Углич. 15 мая  1591 года царевич  в возрасте девяти лет погиб, и вплоть до XIX века считалось, что царевича убили по приказу Годунова. Даже А.С. Пушкин в своей трагедии «Борис Годунов» опирается на эту версию. Однако доказано, что царевич погиб в результате несчастного случая, когда он во время припадка падучей болезни упал на нож, которым играл. В 1606 году царевич Димитрий был канонизирован, память его приходится на 28 мая – день его гибели. Почитается  на Руси как Страстотерпец.

Царевич Димитрий всегда изображается в царской одежде и в короне с нимбом. На пелене святой  изображен как заступник – в позе моления, обращенный к Богоматери с младенцем Христом. Иконография Святого Димитрия Царевича распространяется в древнерусском искусстве (иконописи, лицевом шитье) с начала XVII века.  

5. Пелена подвесная. Убиение царевича Димитрия. 1650-е. Из собрания Пермской художественной галереи

 

ПЕЛЕНА ПОДВЕСНАЯ. УБИЕНИЕ ЦАРЕВИЧА ДИМИТРИЯ. МАСТЕРСКАЯ АННЫ  ИВАНОВНЫ СТРОГАНОВОЙ. 1650-е гг. (фото 5)

Атлас, шелк; шелковые, серебряные, золотные нити; шитье "в прикреп", атласным швом «по форме». 68,5 Х 69,5 см. Надписи: в среднике «ОУБЇЕНЇЕ С<ВЯ>ТАГО  БЛ<А>ГОВѢРНАГО Ц<А>Р<Е>ВИЧА КН<Я>ЗЯ ДИМИТРЇЯ», «А<Н>ГГ<Е>ЛЪ Г<О>С<ПО>Д<Е>НЬ», «Д<У>ША», «ОУБИЙЦА НЇКЇТКА КОЧАЛОВЪ»; у правого края «М» в круге – метка Строгановых.

Святой мученик  царевич Димитрий был соименным святым Дмитрия Андреевича Строганова, поэтому в середине XVII века в иконописном и вышивальном искусстве Строгановых появляются несколько памятников, изображающих этого святого. До нас дошли многочисленные варианты изображений его  на иконах, на литургических тканях, на облачениях священнослужителей. Семь пелен «Царевич Димитрий» в пяти иконографических изводах были созданы в сольвычегодских Строгановских мастерских, когда их хозяйкой была жена Дмитрия Андреевича Строганова Анна Ивановна. Две из них хранятся в Пермской художественной галерее.

Сюжет убиения царевича Димитрия — это развернутая изобразительная форма исторического повествования, что было крайне редким в шитье. Ведь только в клеймах икон, окружающих главное изображение, могли быть последовательно показаны важные сцены из жития святого или его чудеса, связанные с церковной историей, или исторические события. Поэтому уникальность нашего памятника заключается не только в высокохудожественном исполнении, но и в редком для русского шитья изображении конкретной истории.

6. Покровец. Се Агнец. Третья четверть XVII в. Из собрания Пермской художественной галереи

 

ПОКРОВЕЦ.  СЕ АГНЕЦ.  МАСТЕРСКАЯ АННЫ НИКИТИЧНЫ СТРОГАНОВОЙ (?).  Третья четверть  XVII в. (фото 6)

Атлас, холст; шелковые, серебряные и золотные нити. Шитье «в прикреп», атласным швом «по форме».  42 х 41 см. Входит в литургический комплект  с Возду́хом «Положение во гроб».

Лично́е шито  крученым шелком  светло-серого цвета «по форме». Доличное – пряденым золотом и серебром  «в прикреп». Неяркие шелковые прикрепы не нарушают изысканную гармонию пространства. Фон – червчатый атлас.

Надписи: в среднике пряденым серебром «ХЕРУВИМИ», «И СЕРАѲИМИ», «АНГЛИ», «ГДНИ», «ХЕРУВИМ», «СЕРАФИМ», на кайме пряденым серебром вязью: «ТРОП  ГЛА<С> И  ЇСКУПИЛ НЫ ЕСИ Ѿ КЛЯТВЫ ЗАКОННЫЯ |ЧЕСТНОЮ СИ КРОВИЮ НА КР ѢСТЕ РАСПЕНСЯ| И КОПИЕМЪ ПРОБОДЕСЯ В РЕБРА БЕЗЪСМЕРТИЕ ЇСТОЧИЛ  ЕСИ ЧЛВКОМЪ СПСЕ НАШЪ  СЛ<А>ВА ТЕБЕ». 

Почти сто лет отделяют этот покровец от первых произведений, изготовленных в Сольвычегодских светлицах Строгановых еще в конце XVI века. Сменились поколения, отработаны приемы, мастерство, профессионализм. Хозяйка светлицы, вкусы которой были законом, обращается к старым образцам,  но привносит уже свое видение пространства, рисунка, представлений о красоте. Фигуры удлинены, изящны, но при всем изяществе этого произведения появились камерность, повествовательность, многословность.

7. Воздух. Положение во гроб с двенадцатью апостолами. 1660-1680. Из собрания Пермской художественной галереи

 

ВОЗДУХ.  ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ  С ДВЕНАДЦАТЬЮ АПОСТОЛАМИ. СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЕ МАСТЕРСКИЕ СТРОГАНОВЫХ.  1660 – 1680-е гг. (фото 7)

Атлас, холст; шелковые, серебряные и золотные нити. Шитье «в прикреп», атласным швом «по форме».  58,5 х 81,8 см. Возду́х – литургический покров на священные сосуды во время Евхаристии. Входит в комплект с покровцами «Распятие с избранными святителями»  (ПГХГ),  «Се Агнец со святыми диаконами» (Пермский Краевой музей). 

На кайме вокруг сюжета «Положение во гроб» в киотчатых клеймах шиты традиционными швами поясные изображения  апостолов Матфея, Иоанна, Андрея, Луки, Фомы, Петра, Павла,  Варфоломея,  Фаддея,  Симона,  Иакова, Филиппа.  В углах – шестикрылые серафимы.

Изображение святых по краям воздуха – редкое явление для покровов на литургические сосуды. Такое композиционное решение встречается только на Строгановских произведениях. Новые эстетические предпочтения сказывались на применении новых технических приемов, в золотошвейных мастерских Строгановых использовалось обогащение орнаментов в прикрепах золотных нитей.

Из золотошвейных Сольвычегодских мастерских, кроме подвесных пелен и литургических тканей, выходит много шитых священнослужительских облачений. Строгановы вкладывают их в монастыри и храмы многих городов России. В коллекции Пермской галереи находятся омофор, две епитрахили и дьяконский орарь.

В фондах Пермской художественной галереи, помимо высокохудожественных памятников Строгановского лицевого шитья XVII века, хранятся  и произведения Строгановского орнаментального золотного шитья, которые в настоящее время готовятся к вводу в научный оборот.

Альбом. Произведения из коллекции Строгановского золотного шитья Пермской художественной галереи

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам