Время работы

Камнерезы Овчинниковы: уральская династия

С таким названием в 2015 году экспонировалась выставка в Пермской художественной галерее. Разрабатывая концепцию и определяя состав выставки, мы хотели привлечь внимание широкой аудитории к уникальному камнерезному промыслу Западного Урала через показ камнерезной пластики трех поколений знаменитой в Прикамье фамилии Овчинниковых - Анатолия Моисеевича, Фаины Павловны, их детей Татьяны и Романа, а также невестки Татьяны и внука Дмитрия.

Фрагмент экспозиции выставки "Камнерезы Овчинниковы: уральская династия". 2015. Пермская художественная галерея

Материал статьи «Камнерезы Овчинниковы: уральская династия» - еще один способ рассказать о легендарном скульпторе-камнерезе, а также о членах его семьи, художниках-резчиках, в чьих работах отражается более чем полувековая история развития художественного промысла Прикамья.

Идею выставки, как и статьи, подсказала сама история камнерезного дела на Западном Урале, которая начиналась с семейного промысла. В 1892 г. в д. Сходской из нескольких семей образовались кустарные мастерские во главе с екатеринбургскими предпринимателями А.В. Свечниковым и Ф.И. Субботиным. Камнерезный промысел получил широкую известность уже в конце ХIХ - начале ХХ века, в середине 1950-х гг. стал знаменитым на всю страну, а в 1970 - 1980-е гг. – на весь мир. Дело, начатое отцами, продолжали дети, внуки, правнуки. Этот интереснейший феномен еще далеко не изучен исследователями.

Почетный глава этого художественного клана - Анатолий Моисеевич Овчинников, выдающийся скульптор-анималист, заслуженный художник России, удостоенный многих российских и зарубежных наград. Материал статьи «Камнерезы Овчинниковы: уральская династия» - еще один способ рассказать о легендарном скульпторе-камнерезе, а также о членах его семьи, художниках-резчиках, в чьих работах отражается более чем полувековая история развития художественного промысла Прикамья. 

А.М. Овчинников

Почетный глава этого художественного клана - Анатолий Моисеевич Овчинников, выдающийся скульптор-анималист, заслуженный художник России, удостоенный многих российских и зарубежных наград.

Его путь к камнерезному творчеству был прямым и закономерным. Будущий мастер родился и вырос в красивом древнем селе Красный Ясыл, в окружении величественных лесов, среди скалистых иренских берегов. В этих местах есть Природа и Камень - словно сам Всевышний потрудился, чтобы здесь расцвел камнерезный промысел. Анатолий Овчинников - потомственный камнерез: его мать, Вера Федоровна, работала в местной артели мастером-резчиком.

Сразу после окончания семи классов он поступил в Кунгурскую камнерезную школу, где из учеников готовили многосторонне образованных, профессиональных мастеров-резчиков. В 1956 г., получив 7-й разряд мастера-резчика - самый высокий в то время, - Овчинников вернулся в родное село Красный Ясыл. Простым резчиком он трудился рядом с опытными мастерами, чье мастерство и уверенность движений восхищали начинающего художника.

Вторая половина 50-х годов прошлого века явила новый этап в развитии художественной промышленности и декоративного искусства в СССР. Время выработало тот пластический язык, который стал называться «современным стилем». Изменились взгляды на эстетику и на такие художественные категории, как форма, пластика, цвет, а обобщенность перестала отождествляться с формализмом. Новыми были задачи, увлекательными - возможности, и перед скульпторами-резчиками открылось широкое поле деятельности. На комбинате появляется целая группа талантливых художников – выпускников Московского художественно-промышленного училища им. Калинина, и среди них Е.И. Львова, назначенная главным художником. В 1957 г. она возглавила творческую мастерскую и привлекла Анатолия Овчинникова к работе в новой должности свободного резчика. «Вот тогда и понеслось!» - вспоминает сегодня мастер. 

Произведения А.М. Овчинникова

Оказавшись рядом с художниками, чьи произведения уже тиражировались, он осознал, какая ответственность легла на его плечи. В 17 лет ему еще недоставало ни опыта, ни знания материала. «Но была жадность к камню какая-то несусветная», - вспоминает Анатолий Моисеевич. Сначала до всего доходил интуитивно, потом почувствовал необходимость совершенствовать свои знания. Появилась потребность учиться у опытных мастеров - в артелях художники всегда учились друг у друга. Очень своевременными и полезными оказались поездки в Москву, в НИИ художественной промышленности, где была богатейшая библиотека и где работали выдающиеся художники-камнерезы В.А. Ватагин, Е.В. Николаев, Е.И. Сапранова, Н.Ф. Фокин, Л.С. Антюшин. Особенно выделяет Анатолий Моисеевич Е.В. Николаева, считая его своим наставником и учителем, который помогал в развитии чувства пропорций и композиции, прививал вкус. Но в своем творчестве начинающий камнерез не подражал никому из уже известных мастеров. Он присматривался и прислушивался к старшим, но всегда работал по-своему.

В конце 1950-х гг. произведения Овчинникова наряду с работами ведущих художников комбината А. Брагина, Е. Львовой, Е. Николаева, М. Лисунова стали программными, определившими направление дальнейшего развития прикамского промысла. В эти годы комбинат взял курс на изготовление небольших художественных предметов из гипса, в том числе из селенита. Свою творческую деятельность Овчинников начинал с создания новых образцов изделий, предназначенных для массового тиражирования. Кроме тиражных работ, молодой художник создавал и оригинальную пластику, которая в 1957 - 1959 гг. экспонировалась на четырех отечественных выставках и на всемирной выставке в Бельгии (Брюссель). Выставочная деятельность с этого времени займет большое место в творческой жизни Овчинникова. 1960-е гг. отмечены его активным участием в областных, всесоюзных и международных выставочных проектах. В 1960 г. на Всероссийской выставке художественных промыслов завод награждается Дипломом II степени за выпуск изделий из селенита – свой вклад в этот успех сделал и художник Анатолий Овчинников.

В 1960-е годы он становится в ряд ведущих мастеров камнерезного искусства. Ему присущи свобода творчества, глубокая мысль, изящная простота, нестандартное видение. Его пластические образы отличаются точным выбором материала, стилистической оригинальностью и доступностью, лаконичностью формы и композиционной завершенностью. Художник изучил тонкости и капризы гипсов. По форме, цвету и рисунку камня он умел увидеть, где «затаились» в нем куропатка или лисенок, песец или енот. У Овчинникова определился свой стиль работы. После визуального «наброска» художник начинал пластический поиск, «высвобождая» задуманный образ. Сначала он делал пробы в рисунке, затем в глине, а потом уже – в камне. И не всегда камень «подсказывал», бывало и наоборот: художник шел от замысла - создавал образ в глине, а затем под свою задумку подбирал камень. В его творческом процессе мало что изменилось и сегодня. Только после того, как выверены все детали задуманного образа, художник приступает к работе с камнем. Он тонко чувствует материал и учитывает каждое движение резца, потому что камень рыхлый, «капризный», не терпит лишних штрихов, а приемы обработки волокнистого гипса иные, нежели резка зернистого.

Начало 1970 - 1980-х гг. – новый этап в развитии промысла. Перед коллективом комбината «Уральский камнерез» была поставлена задача - создать новый массовый ассортимент, определяющий «лицо» прикамского промысла. В 1974 г. на должность главного художника назначен А. М. Овчинников. В эти годы появилось большое количество анималистической мелкой пластики из селенита, ангидрита, талькохлорита, которую специалисты сейчас рассматривают как настоящие произведения искусства. Маленькие фигурки – массовые изделия промысла - пользовались тогда огромным спросом зарубежных фирм. Развивался также выпуск малосерийных произведений выставочного характера. Неограниченная фантазия и высокое мастерство Овчинникова раскрылись в полную силу. Он разрабатывал образцы для массового производства (около 40 изделий в год) и параллельно создавал свои уникальные произведения. Художник увлеченно искал все новые нестандартные композиционные решения, оригинальные техники обработки камня, наиболее ярко выявляющие особенности текстуры гипсового камня. 

А.М. Овчинников. Скульптура. Золотые рыбки

В каждую работу Анатолий Моисеевич вкладывает частицу своей души, которая согревает холодный камень. «Бывает, вырежешь фигурку, а она мне не нравится, чего-то будто не хватает, - рассказывает он. - Но ты ее так покрутишь, так повертишь, со всех сторон оглядишь, как будто и вправду душу в нее вдунешь - и она оживает. А потом постепенно остываешь к ней. Ну, тогда можно и за другую работу браться…»

Начиная с 2000-х гг. в жанровом «репертуаре» А. М. Овчинникова наряду с анималистической малой пластикой появились произведения для интерьеров, созданные в крупной форме (декоративные вазы, футляры для часов, торсы, фигуры, скульптурные композиции), а также небольшие рельефные иконы, утилитарные предметы, в которых сочетаются красота и функциональность вещи. Своим творчеством художнику удалось убедительно доказать возможность использования мягких пород камня в широком диапазоне жанрового разнообразия - от декоративных предметов и небольших фигурок до крупной станковой скульптуры. Многие из них принадлежат сегодня к классике отечественной анималистической скульптуры. Его философия искусства исповедует вечные человеческие ценности.

В свои восемьдесят лет А.М. Овчинников сохраняет удивительную молодость души и деятельную жажду творчества.

Ф.П. Овчинникова

Фаина Павловна Овчинникова (1940-2020) – талантливый художник камня. Она родилась в 1940 г. в с. Калинино Пермской области. Пришла на комбинат «Уральский камнерез» в 1958 г. после окончания Кунгурской камнерезной школы и начала работать мастером-резчиком. В 1961 г. вышла замуж за Анатолия Овчинникова, многому у него научилась и вскоре сама стала работать художником, создавать авторские модели для поточной продукции предприятия. В дальнейшем их союз распался. Тем не менее, Фаина Павловна до сих пор благодарна Анатолию Моисеевичу за уроки мастерства. Она художник с богатым творческим воображением, выдумкой и утонченным чувством пластической формы. Ее работы, выполненные в разных жанрах (анималистическая скульптура, фигуры, рельефы, декоративные предметы интерьера) хранят тепло ее рук и души, не оставляя равнодушными сердца зрителей.

Дочь Татьяна Анатольевна Овчинникова - художник-камнерез, график, художник текстильной пластики. Родилась в 1962 г. в Красном Ясыле. Окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище (отделение камнерезной пластики). Работала на «Уральском камнерезе», создавала тиражные и оригинальные  анималистические скульптуры и композиции на бытовые и библейские сюжеты. Принципиальное отличие работ Татьяны от произведений ее родителей начинается уже с самого подхода к объекту изображения. У нее условность пластического языка всегда подчеркивает жизненную суть образа. Животные и птицы теряют прямолинейное сходство с натурой, но, переработанные фантазией художницы, обретают сочную выразительность благодаря ярким признакам, по которым они безошибочно узнаются. Острая выразительность этих работ в значительной мере рождается из слитности художественного замысла и материала.

Т.А. Овчинникова

Скульптуры в камне Татьяны Овчинниковой приобретены Загорским художественно-историческим музеем, Оружейной палатой Московского Кремля, Пермской художественной галереей. Работы ее находятся также в коллекциях Японии, США, Франции, Испании, Ватикана. С 1994 г. Татьяна Анатольевна начала работать в оригинальной технике текстильной скульптуры. Она член Союза художников России, является постоянным участником отечественных и зарубежных выставок. Сейчас художница живёт и работает в Подмосковье.

Сын Роман Анатольевич Овчинников родился в 1966 г. в с. Красный Ясыл Пермской области. Атмосфера родительского дома и природная среда предопределили выбор профессии. Он окончил «альма-матер» семьи - Кунгурское художественное училище № 58 – и получил профессию ювелира-филигранщика (с умением выполнять работу огранщика). Однако тяга к пластическому объему привела его в 1988 г. на комбинат «Уральский камнерез», произведения которого в ту пору экспортировались в десятки стран мира. Роман Овчинников становится камнерезом по призванию, по склонности и по убеждению. Через год он уехал продолжить образование на художественном факультете Московского технологического института, получил профессию художника декоративно-прикладного искусства и возвратился на родное предприятие, в творческую мастерскую.

А.М. и Р.А. Овчинниковы

Он ищет, пробует разные темы и художественные приемы обработки камня. Работа бок о бок с отцом и другими большими мастерами позволила Роману быстро постичь природу материала, его декоративную звучность и художественную правду.

Творчество Романа Овчинникова весьма разнообразно. Художник обращается к теме человека, миру птиц и животных, находя для них выразительные композиционные решения. Его основное внимание сконцентрировано на анималистической малой пластике, и здесь он добился наибольших успехов. Скульптурные фигуры и композиции  животных, птиц и рыб привлекают остротой характеристики и обобщенностью формы. Он прекрасно владеет декоративными приемами обработки «рыхлых» прикамских гипсов. Художник, как и его отец, ищет новые пути в искусстве художественной обработки мягкого камня.

Начиная с 1991 г. Роман Овчинников ведет активную выставочную деятельность. Его работы были представлены в самых престижных выставочных экспозициях Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и других городов.

Татьяна Григорьевна Овчинникова, жена Романа Анатольевича, также художник-резчик. Она родилась в 1968 г. в Загорске Московской области. С 1989 по 1988 г. училась в Абрамцевском художественно-промышленном училище им. В.М. Васнецова (ныне колледж). С 1989 по 1994 г. была резчиком на комбинате «Уральский камнерез» Сейчас работает в собственной творческой мастерской над созданием мелкой камнерезной пластики. Ее любимые образы – анималистические. Работы Татьяны Овчинниковой можно также увидеть на многих престижных выставках.

Т.Г. Овчинникова

Выбор творческого пути младшего из Овчинниковых – Дмитрия Романовича, - очевидно, был задан генетически: он камнерез в четвертом поколении. Родился в 1989 г. в пос. Реммаш Сергиево-Посадского района Московской области. В 2002 г. окончил Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова. Два года занимался преподавательской деятельностью. Участвовать в международных, российских и краевых конкурсах, фестивалях и выставках начал с 2000 г. Сейчас живет в Подмосковье и занимается камнерезной скульптурой. Несмотря на то, что, казалось бы, Дмитрий оторвался от родового гнезда, он знает особенности прикамских гипсовых пород и увлеченно работает с ними.

Династия Овчинниковых включает в себя художников разных творческих индивидуальностей, вкусов, пристрастий. У каждого из них свой пластический язык. Объединяет же их отношение к камню как к живой одухотворенной материи, они с материалом - соавторы. Культура понимания и чувствования камня у всех Овчинниковых идет, очевидно, от Анатолия Моисеевича: для него сам камень – уже художественное произведение, созданное природой. Он уникален, и нужно только понять высокий замысел природы и выявить его.

Альбом. Произведения династии Овчинниковых. Из собрания Пермской художественной галереи.

Альбом. Произведения династии Овчинниковых. Из собрания Пермской художественной галереи.