Время работы

Палехская миниатюра Ивана Голикова

Любуясь коллекцией миниатюрной живописи, где только мастерство художника делает драгоценными предметы из папье-маше, замечаешь среди шкатулок камень в форме скругленного треугольника. На нем изображена тройка. Кони летят с такой стремительностью, что седоки едва удерживаются в возке, а лихой ямщик – знай, погоняет! Да и кони необычной масти – розовый, голубой да бежевый, гривы и хвосты у них золотые, шеи лебединые, ноги тонкие. Расписал этот камень художник Иван Иванович Голиков из села Палех. Ныне село знаменито, а славой, в большой степени, обязано ему – гениальному мастеру черно-лаковой миниатюры.

Сын Голикова, Николай, вспоминает, что с Черного моря, куда отца отправили на лечение, привез он целый чемодан камней. На вопрос жены и ребятишек, которые, конечно ждали южных гостинцев, смущенно ответил: «Посмотри, Настя, какие красивые морские камушки. Распишу я их – еще занятнее будут!» И действительно, обычная галька превратилась в руках И.И. Голикова в произведение искусства. Такое отношение к материалу для этого мастера очень характерно. Он мог сделать роспись на черной ванночке для проявления фотографий. Это было во время поисков основы для миниатюрной росписи, но и позднее, когда «классичесим» материалом стали изделия из папье-маше Иван Иванович использовал стекло, фанеру, ржавый поднос… Самый бросовый материал, благодаря его росписи, становился произведением искусства. Понятно, что пройти мимо круглой, гладкой, самой природой обработанной гальки, художник не смог.

Но это эпизод 1931 года, когда промысел миниатюрной живописи окреп, приобрел всемирную славу. А до этого были мучительные поиски новых путей для бывших «богомазов». Дело в том, что Палех – древнейший центр иконописи, сохранивший и в начале 20 века лучшие традиции старинного ремесла. Там писали сложные многодельные иконы, часто по заказам старообрядцев. Некоторые художественные династии насчитывали до трех столетий. Потомственным иконописцем был и Голиков. После революции  он, как и многие, встал перед выбором: или забыть свое многовековое художество, или сделать его нужным новому времени. Чтобы прокормить семью, а она была многочисленная, Иван Иванович рисовал плакаты, писал декорации – пока не понял, что его кисть нуждается в маленьких черно-лаковых вещицах.

И.И. Голиков. Чайница "Битва". Фрагмент. 1924

В Пермской художественной галерее хранятся его миниатюры «Рыболовы», «Гармонист», «Свидание», «Разлука», полные нежного поэтического чувства и виртуозного мастерства. И все-таки в историю русской миниатюры этот художник вошел как непревзойденный мастер «битв» и «троек»: именно в этих сюжетах он сумел воплотить и силу своего темперамента, и свое ощущение времени. Голиков написал множество «троек», но нет среди них ни одной, в которой бы сила чувств уступила заученному мастерству. Кроме камня с тройкой есть в пермской коллекции еще коробка (1930 г.) с этим сюжетом. На ней изображена сидящая в расписном возке парочка, на облучке сидит ямщик, погоняющий красных коней – именно к ним приковано все внимание. Восхищает виртуозность кисти, декоративность цвета, нераздельность росписи с предметом. Сюжет «тройки», частый в русском искусстве XIX века, приобретает в искусстве миниатюры совсем особое значение. «Тройки» Ивана Голикова – это образы-символы, они сродни знаменитой птице-тройке Гоголя. В них образ России, ее путь, удаль и сила народа.

Не меньшее значение, чем «тройки» имели в творчестве Голикова, участника гражданской войны, «битвы». В них нет ужаса и трагедии войны, это битвы-легенды: «есть упоение в бою…». Язык палехской миниатюры умеет великолепно выразить именно эти чувства. В коллекции галереи два предмета с подобными композициями – чайница (1924 г.) и портсигар. Они совсем разные. При всей условности изображения битва, изображенная на объемной чайнице более конкретна: всадники сражаются на зеленой траве, их кони крупные и мощные, композиция слегка развернута в глубину. На плоском портсигаре бойцы словно летят в пространстве, их кони быстры как росчерки. Все слито в единую круговую композицию и напоминает виртуозный балетный танец. Голиков говорил: «Я краски разбрасывал направо и налево по всему предмету. На первый взгляд у меня получался букет цветов, а когда вглядишься, тут бой или гулянка». И действительно на черном фоне разноцветные кони, золотые блики копий, тонкий узор воинских доспехов смотрятся диковинным букетом.

Каким же был этот истинный поэт? Вот какие слова находит для описания внешности И.И. Голикова его односельчанин, писатель Ефим Вихрев: «маленький, невзрачный, его засаленные до блеска брюки заправлены в большие неуклюжие сапоги. Его лицо напоминает лицо захудалого мастерового: усы, жиденькая бороденка, взлохмаченные волосы… Но глаза. Посмотришь пристально на этого человека и поймешь, что перед тобой человек большой работы и большой души». Ведь только  настоящий художник имеет привычку, прежде чем приступить к работе, посмотреть на восходящее солнце…

Сын Ивана ивановича Голикова, также палехский художник, пишет, что за 15 лет работы отец создал почти 1000 миниатюр и среди них  «ни одной плохо сработанной, без души, без настроения».

Иван Иванович Голиков (1887-1937) художник-миниатюрист, инициатор создания "Артели древней живописи Палеха" (1924), заслуженный деятель искусств РСФСР (1933).

В 1897 г. отдан на обучение иконописному делу в мастерскую братьев Софоновых (с. Палех). В 1900-1914 годах работал в иконописных мастерских Санкт-Петербурга и Москвы, а также в мастерской Н.М. Сафонова в Палехе. Занимался реставрацией  живописи, церковными росписями. Посещал рисовальные классы в училище барона Штиглица (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица). Участник Первой мировой войны. После 1917 г.  начал самостоятельные творческие поиски, работал театральным художником в городах центральной России. Миниатюрной живописью занимался с 1921 года. В творчестве соединил особенности трёх иконописных школ: Палехской,  Строгановской и Ярославской. Работы Голикова участвовали в XIV Международной художественной выставке в Венеции, вызвав большой интерес.

В 1925 году «Артель древней живописи» получила Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже, И. И. Голиков был удостоен Почётного диплома (второй по значению награды выставки). Работы с успехом экспонировались в Милане, Вене и Берлине.

Произведения И. И. Голикова хранятся в Государственном Музее Палехского Искусства, Государственном Русском музее,  Государственной Третьяковской галерее, Всероссийском Музее Декоративно-Прикладного и Народного Искусства, Музее народного искусства НИИ художественной промышленности, Государственном историко-художественном музее-заповеднике г. Сергиев Посад, Вятском ОХМ, Ивановском ОХМ, Иркутском ОХМ, Нижегородском государственном художественном музее,  Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике, Киевском музее русского искусства, Государственном художественном музее Белоруссии, Всероссийском музее А. С. Пушкина «Мойка, 12», Государственном музее А. М. Горького, Пермской государственной художественной галерее.

Альбом. Лаковая миниатюра И.И. Голикова