Время работы

Скульптура Петра Клодта

Русский скульптор Петр Клодт (1805—1867). Проследим его жизненный путь от юнкера, увлекавшегося вырезанием деревянных фигурок лошадей, до мастера, создавшего скульптуры коней для Нарвских триумфальных ворот и скульптурную группу "Укрощение коня человеком" для Аничкова моста в Санкт-Петербурге. А также познакомимся с экспонатами его авторства в коллекции Пермской художественной галереи.

П.Ф. Соколов. Портрет П.К. Клодта. Фото artsait.ru

 

5 июня исполняется 215 лет со дня рождения Петра Карловича Клодта (1805-1867) русского скульптора, без которого  невозможно себе представить облик Санкт-Петербурга. 

Жизнь Петра Клодта, академика и заслуженного профессора Императорской Академии художеств,  действительного статского советника, складывалась из разных противоречий. Он принадлежал к древнему баронскому роду Клодт фон Юргенсбург, славу которому составили потомственные военные, среди которых были настоящие таланты воинской науки. Особо отмечен отец скульптора Карл Фёдорович Клодт фон Юргенсбург, участвовавший в русско-турецких войнах и Отечественной войне 1812 года. Карьера военного была предопределена для маленького Петра с рождения. 

Однако, обучаясь воинскому мастерству, Петр с подлинной страстью занимался рисованием, используя для творчества каждую свободную минуту. Его внимание привлекали  лошади, их пластика и стать – именно эта тема стала основной в его рисунках и первых, вырезанных из дерева или вылепленных из глины, скульптурах. Воинские науки совсем не прельстили юного художника. Некоторым исключением стала работа с металлом в войсковых мастерских, где отливали пули. Постепенно Петр Карлович совсем отдалился от военной линии, став первым представителем творческой ветви Клодтов. Старший сын Петра Карловича, Михаил Петрович, и племянник, Михаил Константинович, стали художниками; Евгений Александрович Клодт, внучатый племянник скульптора, – художник и архитектор, в начале творческого пути работал у К. Фаберже. Живописные и графические работы М.П. Клодта есть в собрании Пермской художественной галереи, а его полотно "Терем царевен" ("Величание царевны") представлено в экспозиции.

П.К. Клодт. Конь с водничим. Эскиз первой группы Аничкового моста в Санкт-Петербурге. XIX век

 

Впрочем, необходимое военное образование Петр Клодт все же получил – сначала в Омском казачьем училище, а затем в Артиллерийском училище Санкт-Петербурга. После окончания училища Петр некоторое время служит в чине подпоручика, а в 23 года, сославшись на слабое здоровье, уходит в отставку. И с тех практически все свое время посвящает лишь искусству.

Будучи еще юнкером в училище, Клодт вырезал для сына писателя Н.И. Греча деревянную лошадку.  В доме Греча проходили «четверги», которые посещали известные русские художники, артисты и литераторы, бывал А.С. Пушкин. На одном из таких литературных собраний участники случайно обратили внимание на детскую лошадку и пришли в такое восхищение, что разыграли ее между собой, а на вырученные деньги купили Петру Клодту набор инструментов для резьбы. Впоследствии с помощью именно этих инструментов Клодт, будучи еще на военной службе, в минуты досуга вырезал еще две фигурки лошадей, которые преподнес в дар великим князьям Михаилу Николаевичу и Николаю Николаевичу.

Слава Клодта постепенно крепнет и доходит до самого императора Николая I. Когда приходит время работать над Нарвскими воротами, император вспомнил о нем. Клодт, до этого ни разу не создававший столь монументальных скульптур, блестяще справился с изображением лошадей и с этих пор неизменно пользовался покровительством императора.

П.К. Клодт. Юноша с конем. Скульптура. XIX век

Большая часть жизни Петра Клодта пришлась на время правления Николая I, и символично то, что посмертный памятник императору создал именно Клодт.
Но, пожалуй, самым прославленным детищем Клодта стала скульптурная группа «Укрощение коня» на Аничковом мосту через реку Фонтанку. Мост был назван в честь инженера-подполковника М. О. Аничкова, который руководил постройкой слободы и первого моста.

Изначально, в соответствии с проектом Карла Росси, скульптуры коней с юношами должны были украшать набережную у Академии художеств. Но здесь Клодт показал свое умение выстраивать образ скульптуры в гармонии с окружением и отстаивать свое мнение.

Во время Великой Отечественной войны скульптуры всадников и коней были сняты с постаментов, аккуратно завернуты в ткань и закопаны во дворе дворца Пионеров.
В коллекции Пермской художественной галереи есть 4 скульптуры работы Петра Карловича, одна из которых – "Конь с водничим" – украшает зал экспозиции Русского искусства. Это эскизная скульптура первой группы Аничкова моста, напоминающая нам о том, что именно с небольших скульптур когда-то начинался путь – тогда еще юнкера Петра Клодта – к монументальной скульптуре. Даже в небольшой по размеру работе мы можем заметить тщательную проработку деталей, передачу фактуры: получше приглядевшись, можно увидеть шелковистую фактуру конской гривы, грубо выделанную кожу, блестящую сбрую. В отличие от постамента для группы моста, здесь используется рельефный треугольный плинт, имитирующий фактуру земли, можно заметить даже короткий пенек.

П.К. Клодт. Русский витязь. Скульптура. XIX век

 

Скульптура запечатлела самый торжественный момент, когда юноша, укротивший стихию, идет бок о бок рядом с красавцем-конем. На спине гордого коня лежит звериная шкура, напоминающая о его дикой природе. Сам же конь встает на дыбы, показывая себя во всей красе и силе. И как хрупок и в то же время силен юноша, ведущий коня под узцы, с каким восхищением он смотрит на умное животное. Точная дата создания этого произведения неизвестна – автор не оставил никаких пометок. Но мы знаем, что эта скульптура, как и многие другие, поступила в 1931 году из Русского музея через единый Музейный фонд, который распределял произведения искусства по всем музеям нашей страны. В фонд попадали работы из действующих столичных музеев, в том числе и из расформированных.

Другая скульптура, поступившая в 1938 году из Пермского Горсовета – "Юноша с конем"– более условна в проработке деталей, поза лошади статична, а лицо ее хозяина менее выразительно. Его кудрявые волосы и одеяние напоминают нам о древнегреческих канонах. В углу постамента, позади фигуры юноши, мы можем увидеть врезанную надпись: "Бар.Клодтъ". На обратной стороне постамента изображение медали и надписи: КАС. З. 1908 и С. ХАЛКИНЪ: скульптура была отлита в 1908 году в городе Касли (ныне Челябинская область).

Третья из работ, «Русский витязь», была показана в 2019 году на выставке «Пушкин. Линия жизни», посвященной 220-летию со дня рождения поэта. Великий скульптор снискал себе славу не только как автор монументальных произведений, но и малой пластики, которую любил весь Петербург. Работа выполнена из бронзы и изображает воина, одетого в шлем и кольчугу. Сбруя коня богато украшена, но наш взгляд останавливается не только на ней: всматриваясь в скульптуру, мы замечаем, что уши коня прижаты, он останавливается по воле всадника, вынимающего из ножен меч, чтобы нанести удар неприятелю. Настороженность коня и витязя делают их единым целым.

М.П. Клодт. Гравюра. Скульптор П.К. Клодт

Четвертая из имеющихся в собрании галереи работ мастера, выполнена из гипса.
Мы можем почувствовать напряжение тела животного, его сильную спину и тонко очерченные ноги, его стремительность. Белизна гипса еще больше усиливает это впечатление. Белые вены сияют, мускулы напряжены и готовы к следующему шагу. Сбоку, под левой задней ногой, можно обнаружить врезанную надпись: "Работалъ Баронъ Клодтъ 18". Сама же скульптура поступила в 1922 году в только что открывшую галерею из Пермского научно-промышленного музея, который также пополнял свою коллекцию через Единый музейный фонд.

В жизни барона Клодта было множество самых разных моментов – и нищеты, и богатства. Неоценим его вклад в становление русской монументальной анималистики как самостоятельного жанра. Каждый свой день жизни он проводил в беспрестанном труде, покоряя природу металла и глины, подмечая каждую деталь своей модели и вдохновляя уже своих потомков на новые свершения.

Именно таким мы его видим в офорте сына художника, Михаила Петровича Клодта, – "Скульптор П.К. Клодт". На гравюре мы не видим лица мастера: он сидит у станка, погруженный в работу. Рядом можно увидеть миниатюрную скульптуру памятника И.А. Крылову, для работы над которой Клодту со всех уголков России присылали животных, чтобы скульптор мог выполнить слепок с натуры. Говорят, что и умер Петр Карлович, вырезая из бумаги фигуры горделивых лошадей для своей внучки…

Альбом. Произведения П.К. Клодта из собрания Пермской художественной галереи