Константин Коровин. Север как чувство абсолютной свободы

«Какой чудесный край Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, подумай, и какая красота! Я бы хотел остаться жить здесь, навсегда»
Константин Коровин

К.А. Коровин. 1939. Фото: kkorovin.ru

 

«Медленно отходит океанский пароход «Ломоносов» от высокой деревянной пристани. Архангельск с деревянными крашеными домиками и большим собором с золотыми главами уходит вдаль, справа песчаные осыпи гор…»

«Развернутая географическая карта лежит на столе. Смотрю — действительно, Архангельск, а дальше, за Архангельском, — ничего. Ага, видели? Можно сказать никого и ничего. Можно сказать пустое место, а Вы, по-моему зря едете…» Так, с предостережений и опаски, начиналось путешествие, которому суждено было стать удивительно плодотворным, знаковым. Это «хождение в никуда» познакомило художественный мир с Русским крайним Севером, вдохновило на новые сюжеты, подарило эмоции, питающие душу художника.

Выдающийся, талантливый и бесстрашный в поисках новых впечатлений и идей Константин Коровин дважды совершил путешествие по Русскому Северу и Скандинавскому побережью в то время, когда там ещё не было туристов в современном понимании этого слова. В конце XIX века Север только открывался заинтересованному взору путешественников… А тут два друга-художника, два совсем молодых человека — Константин Коровин и Валентин Серов запросто сели в Архангельске на пароход и отправились к Полярному кругу в поисках новых красок и впечатлений. Они добрались в Архангельск от Вологды по строящейся ветке железной дороги. Здесь, на краю земли, все было другое: природа, люди, звуки, свет и цвет. Это — совершенно иная реальность. Не только прекрасный художник, но и писатель, Константин Коровин оставил нам потрясающие по своей простоте и глубине воспоминания об этом периоде своей жизни.

Все увиденное мастер воспринимает как подарок судьбы, шанс на новый творческий взлет, который не заставил себя ждать. Таким открытым к жизни, людям, новым впечатлениям он был всегда. По воспоминаниям современников, Коровин был всеобщим любимцем и душой любой компании. Внешность, талант, удивительный дар рассказчика, веселый нрав – все это заставляло окружающих с первых минут испытывать к нему глубокую симпатию. Об этом вспоминал художник Михаил Нестеров: «Если Коровина приглашали в усадьбу, то там он влюблял в себя всех, от чопорных старух до «тургеневских» девушек. Если звали ставить спектакль, кордебалет и хор поголовно влюблены были в Костю. За кулисами только и слышно было: «Костя, Костя, Костя».

Полюбил его и известный меценат Савва Мамонтов, пригласивший художника работать в своей знаменитой Частной опере. Тогда же, в 1880-х Коровин органично влился в Абрамцевский (Мамонтовский) кружок и стал активным его участником. Одним из членов кружка был и будущий ближайший друг Коровина – Валентин Серов. Их мастерские находились рядом и  друзья часто называли Серова и Коровина  в шутку «Серовин» и «Коров».

Именно по приглашению Саввы Мамонтова друзья отправились в путешествие на Север к Белому морю и Кольскому полуострову и далее – в Швецию и Норвегию. Мамонтов, один из инициаторов освоения Севера, летом 1894-го сопровождал премьер-министра Витте в путешествии по будущей трассе железной дороги Вологда-Архангельск. Очарованный севером Мамонтов по возвращении в Москву предложил Коровину оформить павильон «Крайний Север» на предстоящей в 1896 году в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставке. А для этого надо было все увидеть своими глазами, пописать этюды. « …и вы должны поехать на Мурман. Вот и Антон Серов хочет ехать с Вами. Покуда Архангельская дорога еще строится Вы поедете от Вологды по Сухоне, Северной Двине, а там на пароходе «Ломоносов» по Ледовитому океану».

Итогом поездки стали не только великолепные картины, сыгравшие значительную роль в знакомстве России и всего мира с культурой крайнего севера. Собранный материал был неоценим  при создании  панно для  павильона «Крайний север» на Выставке в Нижнем Новгороде. Это стало первой монументальной работой Коровина, высоко оцененной публикой и принесшей ему подлинный успех. Позже этот опыт был повторен и расширен художником во время оформления Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года. За эту работу Коровин даже был удостоен звания Кавалера французского Ордена почетного легиона.

«Безграничный Ледовитый океан. Над ним — прозрачное, холодное небо. К горизонту оно зеленоватое, далекое. Рано утром мокрые скалы весело заблестели на солнце. Они покрыты цветными мхами, яркой зеленью, алыми пятнами.  Пароход вошел в тихую, широкую гавань, залив святого Трифона и остановился. Мы вышли из лодки на сырой песок берега». Друзья прибыли на северную оконечность Кольского полуострова в Лапландию к самому северному в мире Свято-Троицкому Трифонову Печенгскому  монастырю, основанному в 1533 году преподобным Трифоном Печенгским, Кольским, просветителем лопарей.

«Воздух прозрачный и светлый. Я открываю шкатулку, беру палитру, кладу второпях краски. Руки дрожат, так хочется написать это». Несколько дней, проведенных в монастыре, стали для художников настоящим откровением. Находящийся за полярным кругом монастырь и суровая природа, что его окружала, – все было настоящим, нетронутым. Друзей поразил особый свет — прозрачный сиренево-голубой, который завораживал, общий колорит был гармоничным и тонким.

«Валентин, — говорю я Серову, —Что же это такое? Где мы? Это замечательно. Сказка».

За несколько дней друзья исходили окрестности монастыря, посетили многие живописные уголки и писали, писали… «Ручей святого Трифона в Печенге», «Водопад Святого Трифона», «Сентябрь в Печенге», «Зима в Лапландии» — этюды, привезенные из поездки. По возвращении в Москву, уже в мастерской, эти этюды превращались в законченные произведения, большинство из них хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

К.А. Коровин. Озеро на Севера. 1896. Холст, масло. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Полотно «Озеро на Севере» из пермской коллекции создано в 1896 году, когда Коровин работал над панно для Нижегородской выставки и северные воспоминания захлестнули его с новой силой. Зрители знают эту работу мало, она не входила в постоянную экспозицию и была показана впервые на выставке "Всем лесам лес" в 2018 году. Полотно имеет на лицевой стороне, в правом углу, подпись, сделанную рукой Константина Коровина: «К.Коровин Оз. свят. Трифона. Северъ. 1896». Озеро это большое, суровое и очень живописное, как и вся природа Севера, оно связано рекой Трифона с губой Печенга и Баренцевым морем. В колорите работы нет ничего яркого и тревожного. Все цвета звучат приглушенно, завораживающе, не нарушая общей дымчатости, их сочетания изысканны и мелодичны. Как и в других работах северного цикла, в картине «Озеро на Севере» легкими штрихами намечено присутствие человека: это две рыбацкие лодки, стоящие у берега. Картина, крупная по размеру, вытянута по горизонтали – такой формат подчеркивает панорамность открывающегося зрителю вида.

В пермское собрание работа поступила в далеком 1925 году из Государственного музейного фонда Наркомпроса. Эта организация была создана в 1918 году, и в период гражданской войны в нее поступило огромное количество национализированных ценностей. К огромному сожалению, многие работы при этом утрачивали историю своего бытования – часто почти невозможно установить бывших владельцев. Эта участь постигла и полотно Коровина. И только работа в центральных архивах с документами этого ведомства позволила установить истину. Оказалось, что владел картиной известный человек – представитель старейшей купеческой фамилии, потомственный почетный гражданин Москвы, гласный Московской городской думы Николай Петрович Вишняков. Он получил прекрасное образование в Москве, Дрездене и Вене, занимался коллекционированием палеонтологических раритетов и минералов. Собрал очень ценную геологическую коллекцию. Вишняков был членом совета городской картинной галереи имени П.М. и С.М. Третьяковых, имел в собрании картины Левитана, Поленова, Серова, Коровина. Вполне вероятно, учитывая высокий культурный уровень Николая Петровича, что всех авторов он знал лично, интересовался их творчеством. Все коллекции были национализированы в 1920. В наши дни геологическая коллекция Вишнякова в полном составе хранится в Государственном геологическом музее имени В.И. Вернадского. Живописные же произведения жизнь разбросала по музеям Омска, Москвы, Перми.

Альбом. Произведения К.А. Коровина из собрания Пермской художественной галереи

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам