Портрет с множеством неизвестных

«Женский портрет» кисти Петра Келина интересен и как яркий индивидуальный характер, и как узнаваемый образ женщины Серебряного века. История появления «Женского портрета» в коллекции Пермской художественной галереи содержит немало вопросов. Так же, как и неоконченная история автора портрета – Петра Келина – малоизвестного художника, о котором знают только, что одним из его учеников в Московском училище живописи, ваяния и зодчества был знаменитый поэт В.В. Маяковский. 

Имя портретируемой девушки история не сохранила – видимо, и сам автор его забыл. Однако заказчика портрета помнил: мировой судья Николай Константинович Смирнов попросил Петра Ивановича Келина написать портрет его дочери. Об этом художник сообщил в 1928 г. на запрос Н.Н.Серебренникова, директора галереи. Сведений о мировом судье и  его дочери, как и о судьбе всей семьи в начавшихся турбулентных годах (Первая мировая война, революция, Гражданская война...) история не сохранила. Как не сохранила и судьбу частной коллекции Кобякова, которому понравился келинский портрет интересной девушки, и он приобрел его прямо с выставки. Почему он выбрал именно этот портрет, можно только гадать. Скорее всего, не для украшения интерьера – для коллекции.

Картина Петра Келина оказалась в собрании Пермской художественной галереи довольно сложным путем, что вполне соответствовало времени. После революции 1917 г. началась национализация частных коллекций, был создан Государственный музейный фонд, откуда произведения искусства передавались в российские провинциальные музеи. Именно из этого источника в 1920 году келинский портрет был передан в Пермский научно-промышленный музей, и лишь затем, в 1922 году, уже в Пермский художественный музей – так в те годы называлась Пермская художественная галерея.

О самом художнике Петре Ивановиче Келине сохранились довольно скудные сведения, однако вехи его жизни говорят в какой-то мере о его характере и способностях. Он родился в 1874 году в русской глубинке – в селе Белоомут Рязанской губернии. Смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1894 и в 1904 окончить его. Учителями были знаменитые русские художники А. Архипов, К. Коровин, В. Серов и другие. Возможно, что более всего повлиял на студента известный в те поры и окружённый славой Валентин Серов. Он стал преподавать в Московском училище с 1897 года, а с 1901 по 1907 руководил портретно-жанровой мастерской вместе с Константином Коровиным.

О Келине-студенте училища сведений найти пока не удалось: возможно, его затмила слава других, учившихся в разные годы и ставших более известными в художественном мире – Николая Ульянова, Семена Никифорова, Михаила Федоровича Шемякина, Павла Кузнецова и других.

Произведений Петра Келина, русского и советского художника, сохранилось немного, большинство из них – в региональных музеях. Возможно, творчеству не способствовала его постоянная преподавательская деятельность: в 1903-1917 годах он преподавал в собственной художественной студии, в 1918-1922 – во ВХУТЕМАСе. Многие ученики стали более известны: Владимир Маяковский, Борис Иогансон и другие.

В собственном творчестве Келин предпочитал бытовые композиции, но более – портреты. Он в разные годы писал известных деятелей истории и культуры: архитектора С.П. Леонтовича, Н.И. Подвойского, А.В. Луначарского, И.В. Сталина, А.А. Яблочкину, А.П. Кторова, В.В. Маяковского – в 1943 г, видимо, по воспоминаниям.

«Женский портрет» кисти П.И. Келина интересен и как яркий индивидуальный образ, и как узнаваемый облик женщины  Серебряного века – утонченной, слегка ироничной и загадочной.

В любом портрете присутствуют, не всегда явно для зрителя, три составляющих: модель (портретируемый), автор – художник и время, или стиль, дух времени. Одно из основных требований к портрету – похожесть, проблема сходства. И адекватность личности изображаемого художественным средствам, избранным автором. Это то, что может увидеть зритель: похож–не похож. В данном случае сходство не проверишь, остается поверить художнику. Часто за пределами зрительского внимания остается другое: авторские предпочтения как в выборе черт характера, так и в выборе средств художнического выражения.

Без сомнения, автор многое воспринял от своего учителя В.А. Серова – прежде всего, остроту портретного образа, переданного через выразительный жест, позу, красоту колористических отношений.

Любое художественное произведение невозможно рассматривать и без «его превосходительства – времени». Время во всем: и в цветовом и стилевом предпочтении, и в необъяснимом, но понятном каждому «духе времени»; оно и в прическе, которую можно увидеть у портретных моделей эпохи модерна – пышные волнистые темные волосы, уложенные кверху. Соответствует эпохе модерна (1886-1914) силуэт вполне функциональной одежды девушки – длинная темная юбка, лишенная вычурных линий светлая блузка с темным галстучком или отделкой, подчеркивающим гибкую линию шеи. Свободно накинута накидка-салоп, короткая, немного ниже талии, с легкой отделкой и рукавами. Аналоги обнаруживаются в модных журналах той поры. Общий светлый серовато-зеленоватый колорит дивана окрашивает всю плоскость холста. Гибкая фигурка молодой женщины очерчена плавными, текучими линиями. Внутренняя динамика молодости передается  композиционным строем портрета благодаря свободному чередованию теней и ярко очерченных освещенных участков сиденья. Несколько неустойчивая или неловкая поза – в движении – подчеркнута уходящим вверх ритмом вертикалей диванных подушек: девушка или только что села, не успев выпрямиться, или собирается встать. Поворот головы, живой, слегка ироничный взгляд создают образ–тип времени начала ХХ века.

С этих позиций портрет как произведение искусства приобретает объемность понимания всей глубины художественного проникновения.

П.И. Келин. Женский портрет. Начало XX века. Из собрания Пермской художественной галереи

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам