Художник-путешественник Евгений Лансере

Работы Евгения Лансере – признанного мастера миниатюрной бронзовой скульптуры, одного из основателей русской кабинетной пластики – обладают притягательной силой, они зрелищны, наполнены движением и жизнью, проникнуты романтическими настроениями. 

Анималистическая и жанровая скульптура Е.А. Лансере была очень популярна в 1870-1880-х годах. Основа его сюжетных композиций – реальная жизнь, которую художник пристально изучал во время своих многочисленных путешествий по России и зарубежным странам.

 У Лансере были немецко-французские корни, отсюда его необычная фамилия. Евгений (Евгений-Болеслав-Вольдемар) Александрович Лансере родился в 1848 году в г. Моршанске Тамбовской губернии. Его дед по отцовской линии был майором наполеоновской армии, который после войны остался в России и принял российское подданство. Отец, Александр Павлович (Людвиг-Пауль), был военным инженером. Мать, Элеонора Антоновна, умерла, когда мальчику было всего 8 лет.

Е.А. Лансере

 

С детства Евгений рисовал, лепил из воска и пластилина животных, особенно часто лошадей, которых очень любил и хорошо понимал. Первая композиция «Тройка», которую вылепил 11-летний Евгений Лансере, была подарена наследнику престола Великому Князю Александру Александровичу. Работы своего 13-летнего сына отец Лансере представил знаменитому живописцу И. Айвазовскому и признанному скульптору и литейщику П. Клодту, которые оценили талант мальчика.

 Во время обучения в Санкт-Петербургском университете (по окончании которого он получил степень кандидата юридических наук), Евгений Лансере продолжал заниматься скульптурой: искусство всегда оставалось для него самым важным и главным занятием жизни. Художник не получил академического образования, но стал настоящим профессионалом, так как постоянно и методично учился. Лансере посещал Санкт-Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя, одним из его учителей был известный русский скульптор-анималист Н.И. Либерих. Большую роль в становлении художника сыграли его поездки в Англию, Францию, Бельгию, Австрию, где он посещал мастерские европейских скульпторов, художественные музеи и выставки.

В 1872 году, в 24-летнем возрасте, Лансере представил Академии художеств свои небольшие по размерам скульптуры из воска и бронзы и получил звание классного художника 1-й степени. В 1874 году за выдающиеся заслуги в области искусства он был признан почетным вольным общником Академии художеств. С 1879 года Лансере – член Московского общества любителей художеств. Работы молодого скульптора стали появляться на выставках, в том числе международных. За свою творческую карьеру Лансере был участником Всемирных выставок в Вене, Париже, Лондоне, Филадельфии, Всероссийской выставки 1882г. Первая персональная выставка художника состоялась в 1886 году, где было представлено около 100 работ мастера.

Романтик по духу, художник совершает поездки в экзотические страны Ближнего Востока, в Алжир, но особенное значение для его творчества имели почти ежегодные путешествия по России: по центральным губерниям, по Украине, Кавказу, Башкирии, Киргизии и многим другим местам, которые давали художнику богатый материал для творчества, яркие впечатления и эмоции.

«Всего более силы и таланта проявил Лансере в передаче разнообразных сцен из жизни черкесов, грузин, осетин, киргизов, башкирцев, нагайцев… Их жизнь на воле, среди гор и степей, лесов и долин на фоне дикой и изящной природы среди вечных нужд и дел, – вот что всего сильнее вдохновляет Лансере, вот что дает ему брать самые могучие ноты. У него почти всегда спутником степняка является конь, надежный помощник, верный соучастник всех его предприятий. Но какой это конь! Полный характера, понятливости, смысла, чувства, самостоятельности. Что значит жить на свободе, в поле, в горах, среди табунов, пасущихся на воле!», – писал критик В. Стасов, который восхищался творчеством Е.А. Лансере.

Лансере Е.А. Скульптура. Казак с казачкой. 1873.

 

В коллекции Пермской галереи представлены две бронзовые скульптуры из кавказской серии художника. Конная группа «Линейный казак с казачкой» 1873 г. (размеры 39х37,5х38) поступила из Государственного Русского музея. Линейные казаки входили в состав Кавказского линейного казачьего войска Русской императорской армии, образованного в 1832 году, которое обеспечивало охрану Кавказской укрепленной линии от устья Терека до устья Кубани от набегов горцев.

Легко ступая, горделиво шествует конь, на котором восседают грациозная молодая женщина и увлеченный ею молодой казак. Свободно и естественно держатся они в седле, как будто составляя с конем единое целое. Скульптура отличается красотой пластической формы, лаконичным силуэтом, выразительностью жестов. Интерес к деталям и мельчайшим подробностям, которые художник изучал и зарисовывал с натуры, тщательная, порой почти ювелирная по тонкости проработка скульптур, характерны для творческой манеры Лансере. С большой достоверностью художник передает костюмы своих персонажей. Так, молодой казак одет в черкеску с газырями – отделениями для пороховых зарядов. Высокие сапоги-ичиги, традиционная барашковая папаха, ружье и шашка — все те вещи, с которыми не расставался истинный казак. Не менее тщательно вылеплена и каждая деталь одежды молодой казачки, держащей в руке поводья.  О популярности этого произведения говорит и тот факт, что ее повторения есть в 18 музеях бывшего СССР.

Лансере Е.А. «Табун кабардинских лошадей, возвращающийся с поля». 1878. Бронза, литье.

 

Вторая скульптура – «Табун кабардинских лошадей, возвращающийся с поля» 1878 года (размеры:43х83х51,5) – одна из наиболее известных работ Евгения Лансере. Это сложная многофигурная композиция, которая всегда, как магнит притягивает посетителей галереи, в особенности, детей. Всадник-кабардинец в бурке и папахе гонит возвращающихся с поля коней за невысокую изгородь, маленький сын сидит вместе с ним в седле.

По отзывам современников и сам Е.А. Лансере был превосходным наездником, которого порой даже сравнивали с кентавром. Свою любимую лошадь скульптор назвал Кабарда.

«Не подлежит сомнению, – писал редактор газеты «Новое время» В.С. Россоловский в 1886 году, –  что не только в России, но и в Европе мало кто может сравниться с Лансере в лепке лошадей, мало кто может передать это благородное животное с такой жизненностью, с такой верностью типу и с таким знанием его природы и привычек».

Лансере Е.А. «Табун кабардинских лошадей, возвращающийся с поля». Фрагмент.

 

 Создание скульптуры в бронзе – сложный технологический процесс. Отливка работ происходила на заводах и в бронзолитейных мастерских, владельцы которых приобретали у мастера его авторские модели и получали право в течение ряда лет отливать и продавать его произведения. За свою творческую жизнь. Е. Лансере успел поработать на многих фабриках, поэтому на его работах часто присутствуют клейма с именами фабрикантов, а также клейма литейщиков. На скульптурах, созданных Е.А. Лансере, обычно ставили подпись «Е. Лансере» или «Лепил Е. Лансере», а также дату создания скульптуры.

Лансере Е.А. «Табун кабардинских лошадей, возвращающийся с поля». Фрагмент

 

Часто посетители Пермской галереи, рассматривая в залах русского искусства скульптуры художника, обращаются с вопросом: почему на постаменте рядом с надписью «Лепил Е.Лансере» значится еще одно имя – «Ф. Шопен»? Оказывается, что это имя Феликса Шопена (1813-1892) – потомственного французского и  российского литейщика, владельца литейного завода в Санкт-Петербурге, поставщика Двора Его Императорского Величества. 

Е. Лансере и Ф. Шопен

 

Длительное время мастер сотрудничал с фирмой Феликса Шопена, который включил скульптуры Лансере в свою основную продукцию, считая, что полные жизни композиции молодого скульптора станут популярны не только в России. И он не ошибся, так как именно Лансере внес немалый вклад в рост популярности изделий этой фабрики. После смерти Ф. Шопена его дочь увезла во Францию ряд моделей, которые принадлежали семье Лансере.

Лансере Е.А. «Башкир. Ветрено!». Фабрика художественной бронзы 1886-1893. Фото: www.litfund.ru

 

   Большое значение для создания высокохудожественной скульптуры имеет ее последующая обработка: чеканка, патинирование, тонирование. Лансере всегда уделял этому большое внимание и старался лично присутствовать в литейной мастерской во время отливки и декорирования скульптур.

Среди других предприятий, с которыми сотрудничал Лансере, можно еще отметить заводы Н. Штанге, В. Грачева, И. Сазикова, А. Морана, а также Каслинский чугунолитейный завод.

Евгений Александрович Лансере прожил короткую, но очень насыщенную и плодотворную жизнь. В 38 лет он умер от чахотки, оставив жену Екатерину Николаевну, урожденную Бенуа, и шестерых детей: Софью, Екатерину, Марию, Николая, Евгения, Зинаиду. Трое детей Е. Лансере связали свою жизнь с искусством и стали художниками: Николай Евгеньевич Лансере – архитектор-художник, профессор Академии художеств; Евгений Евгеньевич Лансере – график, живописец, сценограф; Зинаида Евгеньевна Лансере (Серебрякова) – живописец, график. Несколько произведений Е.Е. Лансере и З.Е. Лансере (Серебряковой) также хранятся в коллекции Пермской галереи.

Произведения Е.Е. Лансере и З.Е. Лансере из коллекции Пермской художественной галереи

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам