"Золотой век" русского стекла

1790-1830-е гг. Цветное стекло

Продолжаем нашу рубрику знакомства с коллекцией Императорского художественного стекла из собрания Пермской государственной художественной галереи. Предыдущая наша тема была связана с изучением Императорского гравированного стекла середины – второй половины ХVIII века. Сегодня мы познакомим вас с шедеврами и уникальными произведениями из цветного стекла 1790-1830-х годов. Это время, по аналогии с русской литературой, исследователи называют золотым веком русского прикладного искусства в целом и русского фарфора и стекла в частности.

Для стеклоделия это время бурного промышленного роста, который начался еще в ХVIII столетии, технологических новаций, а также время расширения сферы бытования стекла. К концу ХVIII в. в России было построено около 80 стекольных фабрик, а в 1813-1814 гг. их количество достигло 146. Главенствующую роль играл Петербургский завод, получивший в 1792 году Высочайшее имя Императорского.

Благодаря усилиям великого русского ученого М.В.Ломоносова, составившего в результате четырех тысяч опытов более шестидесяти рецептов «цветной материи», в Петербурге умели варить стекло синее и фиолетовое, алое (так называемый «золотой рубин») и молочное, зеленое и бирюзовое, желтое и аквамариновое, опаловое, черное и яшмовое. Роскошь этой палитры присутствует во многих шедеврах Императорского завода эпохи ампира, часто в соединении с бесцветным хрусталем. С особым успехом разноцветное стекло применялось при изготовлении посудных форм, которые декорировались тонкой изящной золотой и серебряной росписью с классическим орнаментом и вензелями.

После проведенной в 1804 году реорганизации Императорский завод переключился на изготовление уникальных произведений для убранства царских резиденций, а также для подношений высоким особам.

В начале ХIХ столетия предприятие не испытывало недостатка в художественных силах для разработки проектов изделий, здесь была учреждена должность «инвентора», т.е. художественного руководителя, на которую назначались крупнейшие архитекторы и художники страны – Жан Тома де Томон (1804-1813), Карл Иванович Росси (1813-1819), Иван Алексеевич Иванов (1819-1848). Для императорского стекла делали эскизы Джакомо Кваренги, Андрей Никифорович Воронихин, Александр Павлович Брюллов. По их проектам выполнялись парадные многопредметные сервизы, изделия для украшения дворцовых интерьеров, составлявшие неотъемлемую часть их величавого, светлого и радостно-праздничного облика.

Авторы эскизов проявляли необыкновенную изобретательность в создании самых разнообразных предметов. Некоторые из них, при изучении, нам удалось идентифицировать и в собрании Пермской художественной галереи.

В составе выставки «Наследие императоров» можно будет увидеть оригинальные работы мастеров Императорского завода 1790-1830-х годов, среди которых не только светские, но и культовые произведения из цветного стекла, некоторые из них впервые выйдут в экспозицию.

К числу цветных стекол относится в ХVIII веке и так называемое молочное стекло. Внешне похожее на фарфор, оно подражало ему и в формах и в декоре. На выставке демонстрируется группа литургических предметов, которую мы атрибутируем как изделия Императорского стеклянного завода эпохи классицизма.

Конец ХVIII-первая треть ХIХ столетия для российских искусств отмечены господством так называемых «больших стилей» - классицизма и ампира, нашедших гармоничное воплощение в произведениях художественного стекла.

 

Группа литургических предметов

Потир
Санкт-Петербург,
Императорский стеклянный завод, конец ХVIII-начало ХIХ в.
Молочное стекло, роспись золотом и полихромными силикатными красками
Высота: 29,0 см.
Описание: с округло-конической чашей, на высокой ножке и круглом профилированном основании. По борту чаши, с двух сторон, в овальных медальонах изображены евангельские сюжеты: «Тайная вечеря» и «Христос с двумя апостолами»; по краю борта кайма с золоченым орнаментом на сиреневом фоне и надпись: «Пiите отъ нея вси: сiя есть кровь моя новаго завъта, яже завы изливаемая во оставленiе гръховъ».
Поступление: в 1923 из п. Пожва Верхне-Камского округа

Дискос
Высота: 10 см.
Описание: на высокой фигурной ножке; чаша мелкая с прямым бортом; на зеркале представлен евангельский сюжет «Се агнец Божий». Изображен младенец Иисус в лучах, исходящих от Святого Духа, спускающегося в виде голубя в окружении ангелов, парящих в облаках, вверху Бог Саваоф. На розово-сиреновом фоне борта три белых резерва с надписью золотом: «Се агнецъ божий / Вземляи грiъхи /всего мiра/».

Тарель
Диаметр: 17 см.
Описание: Мелкая, с  прямым бортом; на дне сюжет «Благовещение Божией матери»; по внутреннему краю борта белая кайма с золоченой надписью: «Радуйся благодатная / господь съ тобою /». По внешнему краю борта сиреневая кайма с золоченым растительным орнаментом и четыре овальных резерва, в которых изображены головки ангелов с крыльями.

 

На Императорском заводе произведения из цветного стекла часто расписывались золотом, серебром и эмалью. Изделия с росписью представлены и в коллекции Пермской галереи, среди них предметы сервировки стола, выполненные из сине-кобальтового стекла с эффектной золоченой росписью. Их выразительные формы и декор являются своеобразным украшением и дополнением выставочной экспозиции.
 

Графин и стакан с монограммой «PS»
Санкт-Петербург,
Императорский стеклянный завод, конец ХVIII в.
Синее стекло; роспись золотом
Высота: 24,5 см. (графин); 9,5 (стакан)
Описание: бутылеобразный, расширенной книзу формы, с плоской вертикальной пробкой. В центре тулова в круглом, окруженном гирляндой медальоне, под короной вензель «РS». Тулово в центре опоясано гирляндой из листьев пояском геометрического орнамента. Гирлянды охватывают основание и горлышко графина, на всей поверхности тулова мелкие веточки вразброс, такие же веточки находятся с обеих сторон пробки. Края пробки и горлышка золоченые.
Стакан цилиндрической формы, чуть суженый книзу.
Поступление: в 1972 из Московской организации Союза художников РСФСР
Атрибуция: Аналогичные по форме, но разные по декору произведения имеются в ГИМ-е

 

В России с ХVIII века было прекрасно налажено производство свинцового хрусталя. Обработкой парадных граненых изделий занимались тогда многие мастера Императорского завода. Однако предпочтения хрусталя не могли затмить привлекательности цветного стекла, в производстве которого Императорский завод в конце ХVIII – начале ХIХ в. не знал себе равных не только в России, но и в Европе.

Тарелка из «Готического» сервиза Зимнего дворца
По проекту И.А.Иванова (1779-1848) (?)
Санкт-Петербург,
Императорский стеклянный завод, 1832
Стекло бесцветное и цветное, нацвет, резьба, шлифовка
Высота: Диаметр 22,5
Описание: круглая, с фигурным краем борта; дно декорировано алмазной гранью и цветочным декором.
Поступление: в 1928 из Государственного музейного фонда (Ленинград)
Легенда: Происхождение и история бытования вазы неизвестны
Атрибуция: С 1806 по 1848 год рисунки ваз и канделябров составлял И.А.Иванов.
Аналогичные сервизные предметы представлены в ГЭ, ГИМе, Омском музее им. Врубеля и др.

 

Тарелочка, которая до последнего времени в собрании галереи значилась как «тарелка с граненым дном в клетку с синими звездочками и вырезным краем борта с синим окаймлением», без каких-либо датировок, сегодня является значимым художественным произведением. Она входила в состав «Готического» сервиза, изготовленного для Зимнего дворца в 1832 году по проекту И.А.Иванова. Оригинальный художественный проект этого ансамбля не имеет аналогов среди других стеклянных сервизов. Его отличает яркое и стилистически строгое художественное решение («неоготика»), сочный цвет, сложнейший рисунок гранения, требовавшие виртуозного мастерства.

Создание сервиза «Готический» относится к периоду историзма в России, когда пробуждается интерес не только к национальным русским истокам, но и европейским. «Представления о непрерывности процесса мировой культуры, и в то же время о неповторимом своеобразии его отдельных эпох» создавали целую моду на сюжеты и формы средневековья в искусстве первой половины ХIХ века.

В частности, император Николай I и его семья были увлечены сюжетами из «рыцарской эпохи». Императрица Александра Федоровна оказала существенное влияние на развитие интереса к средневековому искусству и его неоготической интерпретации в прикладном искусстве. Изысканные образцы этого стиля в изобилии окружали царскую семью в домашней обстановке.

В российском стеклоделии в 1820-х гг. четко выделились основные направления: создание произведений искусства, изготовление парадных роскошных бытовых изделий, предназначенных для царской фамилии и высшей аристократии, в этой сфере лидировал Императорский завод.

На выставке будет демонстрироваться один из шедевров художественного стекла – ваза с маскаронами. Пластика вазы решена по законам классического искусства, отличается благородством пропорций и цветового решения. Она поражает «чистотой массы, искусной гранью и резьбой, что свидетельствует о мастерстве исполнителей и высоком технологическом уровне, прежде всего производства хрусталя и цветных стекол.

Ваза с маскаронами
Санкт-Петербург,
Императорский стеклянный завод, 1829
Бесцветный хрусталь с подцветом «золотого рубина», алмазная грань; бронза; литье, золочение
Высота: 55,5 см.
Описание: С двумя поясами геометрического орнамента по плечикам и маскаронами у основания ручек
Поступление: в 1993, от Михайловой Галины Алексеевны (коллекция Хаскина-Карского И.И.), Санкт-Петербург; через ФЗК ПГХГ
Атрибуция: Аналогичная ваза находится в ГИМе, 4724 ст.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам