Гудон Жан Антуан (Houdon)

Вольтер в кресле

Изображен старик Вольтер с ироническим  выражением лица, сидящий в кресле. Он наклонил и повернул голову, согнувшись торсом вперед. Волосы над лбом повязаны назад лентой. руки лежат на ручках кресла, обхватывая их пальцами. На Вольтере длинная, покрывающая складками ноги, одежда. С плеч, покрывая руки до кистей, спускается складками покрывало. Фигура в кресле расположена на плинте.
Обрамление: Плинт невысокий, помещенный на другом - большем плинте.
Гудон Жан Антуан (Houdon)

Вольтер в кресле

  • 1814
  • бронза ((фигура и верхний плинт)); мрамор красный с белыми и серыми прожилками ((нижний плинт))
  • С-20
  • ПГХГ ИКЭ-264
показать описание

Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудонивских портретов философа. Помимо двух бюстов в Салоне в 1778 года были показаны находилась небольшая статуэтка Вольтера, сидящего в кресле, выполненная из золоченой бронзы. Она и послужила моделью для большой мраморной статуи, которая будет преподнесена мадам Дени в 1781 г. театру «Комеди Франсез». Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию.
Екатерина II охотно обращается к Гудону потому, что она хорошо знакома со многими произведениями ваятеля. Его работы давно проникли в Россию. Здесь скульптор имеет широкую клиентуру среди просвещенной части русской аристократии. Прибывшая в Россию скульптура Вольтера переживёт минуты славы и опалы, когда в николаевскую эпоху слово «вольтерьянство» будет приравнено к революции. Во второй половине XIX в. статуя триумфально вернётся в Эрмитаж, что бы уже постоянно находиться в экспозиции музея. Бронзовая же копия с мраморного оригинала – работа второй половины XIX века. Повторение скульптуры, вероятно, отклик бронзолитейных мастерских на интерес русской интеллигенции к фигуре мыслителя, оставившего о себе память, как ревностного сторонника свободы и равенства.  

Лучшие стороны таланта Гудона раскрылись во всем богатстве в этой статуе сидящего Вольтера. Она установлена на постаменте, отчего даже в уменьшенной копии сохраняется ощущение величавой царственности. Ощущение величия усиливает спокойный ритм плоскостей и крупных складок плаща, свободно лежащих вокруг тела. Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперед, положив руки на подлокотники. Голова немного повернута вправо и туда же направлен взгляд. Откинутые назад пряди волос придерживает лента, обнажая высокий лоб. Глубокие морщины бороздят старческие щеки, лохматые брови нависают над глазами, ввалился беззубый рот, сморщенная кожа висит большими складками на тонкой ссохшейся шее. Картина старости дана с беспощадной правдой. Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. Но убедительность образа — в его одухотворенности. Этот старик смотрит, усмехается, ноздри его длинного носа трепещут, взгляд полон живой мысли, нервные пальцы вцепились в подлокотники, энергичен наклон тела. Кажется, что движение не прервано. Оно сейчас продолжится, напряжение разрешится действием, губы разомкнутся и мысль облечется в слова.

Полнота впечатления возникает не сразу, а постепенно, по мере обхода статуи. Каждая новая точка зрения выявляет новые детали, проясняет вдруг такие черты характера, которые вначале оставались неприметными. При обходе выясняется и авторская логика, по которой создана внутренняя динамика образа. Бесспорно, сам Гудон думал о круговом осмотре статуи: он тщательно обработал не только фасадные, но и все остальные части скульптуры. Тут сказалось глубокое понимание задач пластики, роднящее Гудона с самыми великими ваятелями мира.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам