Проезжие на привале
- XVII в.
- холст; масло
- Нидерланды
- Ж-82
- ПГХГ КП-2167
По пермской картине «Проезжие на привале» можно составить довольно полное представление о своеобразии почерка Филипса Воувермана. Группа уставших путешественников в непринуждённых позах расположилась на привал на берегу спокойной, сверкающей холодной гладью реки. Фигуры смуглолицых людей в тёмных одеждах почти не выделены цветом – они сливаются с пейзажем, их длинные тени растворяются в общей коричневато-серой красочной гамме. В прозрачном воздухе реют птицы, прохладно голубеют вдали горы, как в пейзажах некоторых итальянских живописцев (Воуверман никогда не был в Италии; влияние итальянской академической живописи он испытал через своего учителя П. ван Лара).
С виртуозным мастерством художник пишет фигуры лошадей – во всевозможных поворотах и движениях. Почти на каждом полотне Воувермана есть изображение белой лошади, которая служит определённой колористической цели. В пермской работе этот ярко звучащий аккорд белого цвета, а так же просвет (туннель), сквозь который видна часть освещённого пейзажа, создают равновесие, без которого правый нижний угол полотна казался бы погасшим. Сдержанность тонального колорита вполне соответствует настроению поэтического любования и умиротворённости, которое хотел передать художник в этом произведении.