Паннини Джованни Паоло

Крещение римлян апостолом Петром

Изображает справа здание (с двумя гранеными высокими колоннами и языческим идолом), к которому примыкает бассейн, где апостол Петр производит возлияние воды на склонившихся перед ним четырех человек: мужчину, двух женщин и ребенка, за которыми стоят еще трое мужчин. Слева подходят две женщины в плащах. Прямо стоит высокая полуразрушенная и поросшая зеленью стена с двумя аркообразными входами, через которые в перспективе видны постройки и три человеческие фигуры.
Паннини Джованни Паоло

Крещение римлян апостолом Петром

  • XVIII в.
  • холст; масло
  • Ж-28
  • ПГХГ ИКЭ-82
показать описание

Длительное время данная картина приписывалась Джованни Паннини, знаменитому итальянскому художнику и зодчему, известному своими работами в жанре городского пейзажа — «ведутами». Эта оптимистическая атрибуция основывалась  на тематическом единстве пермской работы и произведений Панини, наибольшую славу которому принесли «ведуты» достопримечательностей Рима, в которых большое внимание он уделял его античности.

Более строгий атрибуционный подход, использование для сравнительного анализа более широкого круга изображений позволил выявить ряд особенностей, дающих основание к более точному авторству – Альберто Карльери.

Пермская работа не является в строгом смысле «ведутой» . Скорее здесь представлен вариант жанра каприччио - вымышленный пейзаж грандиозных развалин. Его история была обязана творчеством таких великих мастеров как Мариески, Пиранези и конечно - Паннини. Быстрая и лёгкая кисть Паннии, декоративная красота колорита, остроумием в выборе сюжетов его каприччио вызвали поток многочисленных подражаний его темам и манере исполнения. Влияние Панини испытали Пиранези, Каналетто, Белотто, Франческо Гварди и французские ведутисты. Не удивительно, что в тени такого известного живописца могли как-то затеряться менее плодовитые и успешные мастера. Среди них оказался и Альберто Карльери, одним из первых итальянских художников занявшийся разработкой в живописи темы городского пейзажа. В его работах нет той изощрённой виртуозности и эффектности, что отличают полотна Паннини. Архитектурные «обрамления» сюжетов Карьери более строгие и суховаты по своим перспективным решениям. Художник использует ограниченный круг архитектурных мотивов, состоящий из арочных перспектив, дополняемых различными вариантами ордерных композиций. В этих роскошных театрализованных интерьерах Карльери помещает многочисленный стаффаж христианских или античных сюжетов. Трактовка фигур, их группировка, лёгкие грациозные движения, отличающие сюжетную составляющую пермской картины находят целый ряд параллелей с подписными и датированными работами Карльери, находящимися в ряде европейских музеев.   

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам