Мадонна с младенцем и двумя святыми. Картина
- XVI в.
- холст; масло
- Италия
- Ж-727
- ПГХГ КП-2767
Дева Мария в западноевропейском искусстве стала воплощением совершенного образа женской красоты. Мадонну призывают на помощь в разных жизненных ситуациях. Поэтому традиционный византийский образ Одигитрии («Путеводительницы») получает в католических странах новые названия: «Мадонна непрестанной помощи», «Матерь Добрая Целительница" (лат. Mater Boni Remedii), «Защищающая» (итал. Della Protezione). Византийский тип Елеусы, или Умиления, в Италии называется «Madonna Della Tenerezza» (итал. Tenerezza — «умиление»), однако к нему добавляется эпитет: Madonna Delle Grazie (итал., «Мадонна Милостивая»; итал. Grazia — "грация, изящество, прелесть, любезность, милость").
Особенности организации композиции пермского полотна свидетельствуют о том, что автор был хорошо знаком с теми новациями в изобразительном искусстве Италии, которые существенно меняли сложившиеся художественные традиции на рубеже XVI-XVII вв. Многим мастерам того времени приходилось выбирать между академизмом Карраччи и реализмом Караваджо.
Стремление сочетать эти два направления можно обнаружить и в данном полотне. С одной стороны - образцовая композиционная ясность, в основу которой положен принцип субординации элементов изображения: центр – Мадонна с Младенцем, левая и правая части – коленопреклонённые святые. Миловидный, напоминающий Рафаэля тип Мадонны, размещённый в арочной нише. С другой – преувеличенно-акцентированная жестикуляция предстоящих, подчёркнутая пластика рук, их выразительная профильная мимика и широкая, прописанная мощными объёмами динамика драпировок. Выразителен красок, наложенный на мягкий золотистый фон. Всё предвещает черты барокко, нового стиля живописи, утверждающегося в Италии в начале XVII века.