Неизвестный художник

Сцена у руин. Картина

На фоне больших темных деревьев около разрушенной постройки, в группе четырех мужчин, в центре почти в профиль сидит мужчина в красной одежде, с поднятыми вверх и в стороны руками; напротив его мужчина в белой одежде, обращаясь лицом к нему, показывает рукой на руины; лицо третьего мужчины (в белой куртке, синих коротких брюках и красном головном уборе), находящегося позади первого, обращено к руинам, около котрых сидит четвертый мужчина в белой одежде, с черными длинными волосами.
Неизвестный художник

Сцена у руин. Картина

  • XVIII в.
  • холст; масло
  • Ж-25
  • ПГХГ ИКЭ-81
показать описание

Судьбы произведений искусства, как и судьбы человека, демонстрируют подчас совершенно непредсказуемые повороты, которые могут кардинально менять тот образный «багаж», с которым картина покидала когда-то из мастерскую художника. 

Именно такая метаморфоза превращений выпала на долю живописного полотна, экспонируемое в итальянском зале под названием «Сцена у руин». Первоначально картина совсем не имела в своей композиции никаких руинных элементов. В начале 1980-х годов картина находилась на экспертизе во Всесоюзном художественно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря (г. Москва). Технологическая экспертиза позволила установить, что произведение можно датировать концом XVII-нач. XVIII века. Кроме этого, рентгенографирование показало существенные композиционные изменения, которые были привнесены в картину позднее. Например купы деревьев и руина появились в конце XVIII-начале XIX века. Первоначально, справа, на месте руин на возвышении, была ещё одна фигура, обращённая к зрителю в ¾ с разведёнными руками в позе полупоклона. Эта фигура делает оправданными позы и жесты остальных персонажей. Появившаяся позже руина имела два варианта: столб, прикрывающий человеческую фигуру до половины и видимый в настоящее время контур.

Чем можно объяснить появление всех этих дополнений? Наверняка здесь сыграли не последнюю роль вкусы своего времени и неудержимое желание владельца картины иметь у себя соответствующее моде полотно. Руинированный пейзаж, как примета романтического парка и как жанр  живописи – изобретение XVIII века. Аристократы могли себе позволить приглашать мастеров специализировавшихся в модной теме из-за границы. Или, что тоже было нередко, приобретали произведения прямо из мастерской художника. Те же, кто не мог себе позволить такие культурные вольности использовали имеющиеся дедовские коллекционные ресурсы, выдавая дворовым художникам распоряжение о совершенствовании устаревших образцов. Вполне вероятна и версия, по которой тематические особенности картины могли смениться при активном участии антикваров. Спрос рождает предложение. И если малоопытные, но состоятельные и подталкиваемые страстью коллекционеры желали получить руинированный пейзаж, то они его получали у находчивых торговцев стариной.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам