Йорданс Якоб

Павел и Варнава в Листре. Картина

Изображает проповедующего на ступенях языческого храма апостола Павла рядом со своими сподвижниками. Слева на фоне серого языческого храма, богато украшенного золоченым орнаментом, с стоящей на пьедестале золоченой статуей сидящего языческого бога, изображен сидящий у врат храма жрец с длинной рыжей бородой, в золотисто-оранжевой одежде, с кадилом в руках. По сторонам от жреца прислужники в белых одеяниях, с горящими большими свечами в руках. Переде ними на переднем плане изображена двигающаяся в сторону проповедников толпа, среди которой полуобнаженная женщина (у левого края) бьет в медные тарелки и приплясывает, другая (правее) держит в руках бубен. Обнаженные мужчины, один несет на голове кувшин, другие ведут (на заклание) пестрого бычка, покрытого ковром. Перед толпой у барьереа храма изображено четверо упитанных ребятишек, перед большой золотой вазой. В правой части картины изображена толпа (из 10 человек), тянущаяся к проповедникам (женщина поднимает кверху венок, ребенок перед ней - ручонку с цветком, другой, около старухи, протягивает руки, обнаженный мужчина выставил свои костыли и т.д.). Правее на выступе какого-то здания изображены нагой юноша и чернолицый человек. Сзади их колонна, поросшая вверху зеленью.
Йорданс Якоб

Павел и Варнава в Листре. Картина

  • Середина XVII века
  • холст; масло
  • Ж-18/1
  • ПГХГ РК-4793/1
показать описание

Первая известная нам живописная трактовка этой темы в исполнении Йорданса находится в собрании Эрмитажа. Она очень сильно отличается по иконографии от более поздних вариантов. Полотно из пермского собрания наиболее близко картине из Академии художеств в Вене, хотя имеет ряд существенных отличий, позволяющих предположить, что наша картина написана несколько позднее.

Сюжет картины взят Йордансом из «Деяний апостолов» (14, 7-17). Художник часто обращался к нему, варьируя композицию в поздний период творчества (начиная со второй половины 1640-х гг.). Вероятно, это было связано с переходом Йорданса, под воздействием его учителя и тестя Адам ван Ноорта, в кальвинизм.

Прибыв в Листру – населенный язычниками город на юго-западе от Иконии, апостолы Павел и Варнава произносят христианскую проповедь. На глазах у присутствующих выздоровел хромой. Видя свершившееся чудо, народ принял апостолов за богов Зевса и Меркурия, которые «в образе человеческом сошли на землю». «Апостолы, услышавши о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: Мужи! Что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому... И говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой».

Составляющие композиционный центр картины фигуры апостолов, в известной мере воплощают идею нового понимания церкви в той теологической интерпретации, которую страстно проповедовал Кальвин. Напомним, что согласно евангельскому тексту, Варнава назван в числе первых, кто продал свои земли, а деньги положил на общее благо (Деяния, 4, 34-37). Кроме того, Варнава и Павел являлись одними из основателей раннехристианской церкви, чьи религиозные установления Кальвин считал по-настоящему истинными и гуманистичными, нежели изощренная схоластика католичества. Наконец, комментарий к «Первому посланию к римлянам апостола Павла», составивший приложение к основному труду Кальвина – «Наставление в христианской вере» (1539), стал настоящим теологическим достижением, духовной основой реформированной церкви.

Композиция картины развивает эти идеи через мастерски режиссированные группы. Торжественная, равнодушно-холодная группа служителей культа и вакхическая стихия толпы с одной стороны; и робкая надежда, воодушевление первых уверовавших - с другой. Пышный барочный портик, увенчанный фронтоном с волютами, сдвоенные колонны с золочеными капителями, широкие арочные проемы и золотая статуя Зевса – живописная метафора католического храма. Разрушенные колонны, поросшие плющом, искренняя безыскусность даров – живописный символ реформаторской церкви.

Полотно «Павел и Варнава в Листре» имеет богатую историю. В XVIII веке, при Екатерине II, поступило в собрание Эрмитажа, а затем, в 1862 году, было передано в Румянцевский музей. В 1928 году картина передана в Пермскую художественную галерею из Государственного музейного фонда. С 1966 по 1974 годы полотно реставрировалось во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря. Проделанная работа подтвердила предположение специалистов о принадлежности полотна кисти самого Йорданса. После выставок в Москве и С.Петербурге картина вернулась в Пермь.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам