Лоон Т.

Обручение святой Екатерины.

Изображает группу людей, присутствующих при обручении. Слева на коленях мадонны сидит обнаженный младенец Христос, обращенный к центру картины; он одевает перстень на палец правой руки склонившейся к нему Екатерины с распущенными золотистыми волосами. Мадонна и Екатерина изображены в профиль лицом друг к другу. За спиной Екатерины стоит Иоанн - мальчик с посохом - и благословляет ее рукой, поддерживаемой рукой старой женщины, стоящей за Екатериной. Слева за мадонной стоит слуга с корзиной фруктов. Справа в углу виден старик. Мадонна в ярких красных и синих одеждах, Екатерина - в тяжелых атласных одеждах зеленовато-коричневого тона. Фон темный.
Лоон Т.

Обручение святой Екатерины.

  • 2 половина XVII в.
  • Холст,масло.
  • Ж-75
  • ПГХГ КП-2591
показать описание

Поступило из Ленинградской закупочной комиссии по делам искусств в 1940 г.
Колоссальное влияние на европейское изобразительное искусство конца XVII оказало творчество Караваджо (1573-1610). В караваджизме характерен интерес к натуре, подчёркнутый реализм в изображении предметов. Важная роль уделяется объёму, а именно свету и тени в картине контрастному освещению фигур, выдвинутых на передний план.   Караваджизм  получил широкое распространение еще при жизни Караваджо. Среди  караваджистов было немало выдающихся живописцев: Хусепо Рибера, Хендрик Тербрюген,  Диего Веласкес, Жорж де Латур, Питер Пауль Рубенс.  И даже великий голландец Рембрандт испытал сильное влияние своих соотечественников, перенявших новаторский стиль итальянского мастера.

Теодор ванн Лоон был был одним из тех многочисленных  иностранных , североевропейских мастеров, которые поспешили в Италию, чтобы учиться новым приёмам живописи знакомясь с подлинными работами Караваджо. Дважды приезжая в Рим, живописец не только осваивал приёмы караваджизма, но и выполнял заказы церквей и монашеских общин. Таким образом, можно говорить о том, что в определённый период его творческой биографии он является участником итальянской художественной жизни.

На картине из собрания ПГХГ представлен популярный у караваджистов мотив теофании – явления чуда. В качестве сюжета художник избирает историю Святой Екатерины, которая была мистически обручена с Младнцем Иисусом Христом.
Отличие принципов новой живописи особенно хорошо видно, если сравнить алтарный образ эпохи Высокого Возрождения, исполненный Франчабиджо (Андреа дель Сарто?) и и систему приемов в картине Лоона. У мастера Возрождения весь образный строй и жестикуляция построены на идеально-возвышенном начале, в то время как художник барокко основывается на реалистических принципах изображения, активно дополняя их световой режессурой и пластической драматургией (особенно ярко выявленной в жесте Св. Анны, властно направляющей жест благословления юного Иоанна Крестителя).    

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам