Савицкий К.А.

На войну.

Изображены солдаты, отправляющиеся на войну, и их провожатые. На переднем плане: слева - с пожилым солдатом прощается молодая женщина, старуха, старик и девушка; в центре - два солдата тащат молодого солдата, оглядывающегося на провожающих его (трех женщин и мужчину); справа - крестьянин, опирающийся на телегу. На заднем плане в центре - поднимающиеся на железнодорожную платформу солдаты, слева поезд, справа платформа с отъезжающими.
Савицкий К.А.

На войну.

  • 1888
  • Холст,масло.
  • Ж-860
  • ПГХГ КП-5162
показать описание

«На войну» является не только одной из лучших картин Савицкого, но и крупнейшим произведением русской живописи 80-х гг. XIX века. Навеянное событиями русско-турецкой войны, полотно было завершено лишь десять лет спустя. Работая над сюжетом, художник несколько раз менял замысел и даже разрезал на части первоначальный вариант, не отражавший, по его мнению, всего драматизма сцены.

В новом варианте композиции художнику удалось передать сложное эмоциональное состояние большой массы людей на платформе Николаевского вокзала в Петербурге. Взгляд зрителя следует за движением толпы, которая следует на посадку в воинский эшелон. Офицер, стоящий на фоне паровоза (в левой части композиции) уже принимает рапорт о готовности отправления. На первом плане художник размещает три основные группы персонажей. Одна из них – это полная драматизма сцена прощания молодой женщины с обернувшимся на её горестный возглас мужем. Вторая, чуть особняком стоящая группа, выражает ту же идею прощания другим, молчаливо-горестным эмоциональным состоянием. В этой группе подлинно поэтичен образ красивой молодой женщины, стоящей с поникшей головой перед мужем и словно стыдящейся показать свои чувства «на народе».

В мастерстве группировок, в умении слить характеристики отдельных семей в целостную картину народной жизни в один из её наиболее драматических моментов, чувствуется зрелый режиссёрский замысел опытного художника. В мощных фигурах крестьян, в верном большой правде жизни сложном сочетании ощущения ужаса войны и богатырской силы народа, выносящего на своих плечах все её трудности, видно то новое понимание значения народа, которое с такой художественной силой сказалось в произведениях Репина и Сурикова. 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам