Вид на Зимний дворец и Адмиралтейство
- Первая четверть XIX века
- холст; масло
- г. Санкт-Петербург
- Ж-117
- ПГХГ КП-2303
Ф.Я. Алексеева по праву считают создателем и родоначальником русского городского пейзажа. После окончания Академии художеств Алексеев был пенсионером Академии в Венеции. После предоставления работ, выполненных в поездке, в 1794 стал академиком, а с 1803 –преподавателем Академии.
Среди его учеников был М.Н. Воробьев, оказавший решающее влияние на следующие поколения художников-маринистов.
Алексеев своим творчеством начинает новую традицию интимно-лирического, в какой-то мере жанрового изображения городского пейзажа. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга. Петербург в его картинах 1790-х годов воспевается как достойный соперник красивейшего города Европы – Венеции. Спокойная гладь реки, окаймленной дворцами, низкий горизонт и высокое прозрачное небо с легкими облаками. Художник увидел в Петербурге то, что действительно роднило невскую столицу с Венецией: обилие воды – реки и каналы, низменность почвы, отчего здания кажутся как бы выходящими из воды, отсутствие при широте пространств далеких видов. В отличие от венецианских пейзажей скупее холодные краски, менее определенно солнечное освещение, все как –то пустыннее и строже, задумчивее и возвышеннее. Лирическое восприятие образа северной Пальмиры придает ее изображению своеобразную мечтательность.
К сожалению, картина была почти в руинном состоянии и отреставрирована, но многое не удалось вернуть.