20 июня в Музее русского импрессионизма (Москва) откроется выставка «Журнал красивой жизни». В экспозицию вошли произведения, которые появлялись на страницах первого отечественного глянца «Столица и усадьба» в 1913-1917 гг. Выставка позволит посмотреть на русское искусство через призму предпочтений элиты начала XX века.
Разделы выставки отсылают к рубрикам журнала и погружают посетителей в атмосферу «Столицы и усадьбы». Ностальгия по укладу усадебной жизни на полотнах Станислава Жуковского, Константина Вроблевского и Сергея Виноградова встретится с лоском столичных будней в работах Валентина Серова, Николая Фешина, Сергея Малютина и других мастеров. Зрители увидят также театральные сюжеты начала ХХ века в эскизах декораций и костюмов ведущих художников эпохи: Александра Бенуа, Мстислава Добужинского и Льва Бакста. В оформлении выставки использованы фрагменты статей, яркие заголовки, архивные фото и рекламные объявления из журнала.
В экспозиции будет представлено почти 100 произведений из 44 государственных и 12 частных собраний. В их числе работы из собраний Государственного Эрмитажа, Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и другие.
Пермская галерея представляет на выставке работы Петра Келина и Александра Моравова.
Полотно «Интерьер» создано Александром Моравовым в 1913 году в имении Гарусово, принадлежавшем семье Аракчеевых. Моделью для картины стала его жена Елена. Благодаря героине оживает интерьер комнаты, полотно превращается в праздник солнца и весны, гармонии красок и жизни. Автор детализирует интерьер усадьбы. Здесь как будто бы воплотились все самые красивые и традиционные внешние формы усадебной жизни: зеркало-трельяж, дорогие сердцу безделушки, старинная мебель, светлая балюстрада веранды. И молодая женщина с письмом, сидящая на подоконнике открытого в сад окна – персонаж неспешной усадебной жизни. Уют, комфорт, размеренный образ жизни – философия дворянского стиля.
Картина была приобретена Пермской галереей у сына художника – Александра Александровича Моравова в 1970 году. Многие годы она размещалась в постоянной экспозиции Пермской галереи и будет обязательно представлена в новом здании на Заводе Шпагина.
«Женский портрет» Петра Келина был создан в 1914 году. Он интересен и как яркий индивидуальный образ, и как узнаваемый облик женщины Серебряного века – утонченной, слегка ироничной и загадочной. Портрет написан в «духе времени», что выражается в цветовом и стилевом решениях, в прическе и в одежде, характерных для эпохи модерна (аналоги обнаруживаются в модных журналах той поры).
Имя портретируемой девушки история не сохранила. Однако заказчик портрета известен: мировой судья Николай Константинович Смирнов попросил Петра Ивановича Келина написать портрет его дочери. Об этом художник сообщил в 1928 г. на запрос Николая Николаевича Серебренникова, бывшего в то время директором галереи. В собрание галереи портрет поступил из Государственного музейного фонда в 1920 году после национализации частных коллекций.
Это полотно тоже размещалось в постоянной экспозиции Пермской галереи, вновь его увидеть можно будет в новом здании галереи на Заводе Шпагина.
*** Выставка “Журнал красивой жизни” будет работать с 20 июня по 6 октября 2024 года в Музее русского импрессионизма (Москва, Ленинградский проспект, дом 15, строение 11)