Новости

День кино: о творчестве художника-постановщика Евгения Куманькова в кинематографе

День кино: о творчестве художника-постановщика Евгения Куманькова в кинематографе

27 августа российские кинематографисты отмечают профессиональный праздник – День российского кино. Когда люди говорят об этом виде искусства, в первую очередь звучат имена режиссеров и актеров. Но в реальности режиссеру помогают воплощать идеи представители разных профессий, и одна из основных ролей отводится художнику-постановщику. Часто зрители задают недоуменный вопрос: «Что, собственно, художник делал на картине?».

В начальный подготовительный период фильма основная задача художника - определиться с изобразительным решением, «нащупать» образ. Художник погружается в то время, когда происходит действие фильма, изучает исторические и архивные материалы, определяет характер интерьеров, экстерьеров в соответствии с эпохой, стилем в архитектуре, визуализирует пространство. Эскизы художника служат изобразительными экспликациями - наглядными пояснениями к еще не снятым эпизодам. Подробные раскадровки помогают режиссеру и оператору выстроить действие при съемках. Помимо этого, художник пишет эскизы декораций, костюмов, участвует в процессе съемок.

В День кино вспоминаем Евгения Куманькова (1920 – 2012) - Народного художника России, получившего большую известность как график, художник театра и кино. Евгений Иванович был художником-постановщиком фильмов «Садко», «Илья Муромец», «Капитанская дочка», «Мёртвые души», «Метель», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть» и многих других, завоевавших широкую популярность у зрителей.
В одном из интервью Леонид Гайдай, снявший с Евгением Куманьковым четыре фильма, сказал: «Куманьков не просто прекрасный художник. Это удивительный мастер, умеющий не только мыслить образами кино, но досконально знающий материал, над которым он работает».

В 1961 году приказом Министра культуры СССР Екатерины Фурцевой Куманьков был назначен главным художником киноэпопеи «Война и мир». Мосфильмом был утвержден сценарий Сергея Бондарчука и Василия Соловьева, включавший эскизы художника-постановщика Куманькова. Евгений Иванович сделал огромное количество эскизов и раскадровок. Однако в дальнейшем, из-за возникших творческих разногласий с режиссером Бондарчуком, художник от продолжения сотрудничества отказался. Попросив освободить его от обязанностей художника-постановщика, Куманьков, тем не менее, оставил съемочной группе все свои эскизы, чтобы облегчить им работу.
Эскизы Куманькова – состоявшаяся творческая работа, законченные картинные образы, отсылающие зрителя к основным моментам жизни главных героев романа Льва Толстого. Куманьков создал не просто отдельные сцены романа, а целостный эпичный образ исторической России.

Часть эскизов декораций и костюмов Куманькова были переданы в государственный музей Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», а часть из них попала в коллекцию Пермской художественной галереи 

Куманьков Е.И. Рисунок. Эскиз декорации к кинофильму "Война и мир"

Куманьков Е.И. Рисунок. Бал в Вильно. Эскиз декорации к кинофильму "Война и мир"

Куманьков Е.И. Рисунок. Отъезд князя Андрея Болконского из Лысых Гор. Эскиз декорации к кинофильму "Война и мир"

Куманьков Е.И. Рисунок. Пьер у Баздеева. Эскиз декорации к кинофильму "Война и мир"

Куманьков Е.И. Рисунок. Расстрел у Новодевичьего монастыря. Эскиз декорации к кинофильму "Война и мир"

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам