Лентулов Аристарх Васильевич

Лентулов Аристарх Васильевич

1882–1943 

Живописец, художник театра, декоратор, педагог. Один из «главарей» «Бубнового валета», представитель новаторского крыла этого движения. 

«…картины свои отец любил смотреть под музыку. Музыка служила ему камертоном и помогала лучше определить, что еще нужно исправить или дописать. <…> Музыку отец вообще очень любил и обладал прекрасным слухом, так что осмеливался петь в компании с Шаляпиным и Пироговым. <…> 

Отец вовсе не был только веселым, легкомысленным человеком, которому все в искусстве и в жизни давалось легко. Таким его представляли себе люди, встречавшиеся с ним только в обществе, где отец всегда был, что называется, “душой общества”. На самом деле он обладал характером сложным, легко увлекающимся, но и легко уязвимым, уколы и нападки переносил тяжело, но не сдавался. <…>  

Артистичность его натуры сквозила буквально во всем. <…> Помню я веселые хороводы-кадрили, которые устраивал отец на вечеринках. Он носился впереди всех с легкостью мотылька, несмотря на свою весьма солидную комплекцию, по всем комнатам и коридорам нашей квартиры. <…> Любил отец изображать своих друзей – Петра Петровича Кончаловского, поющего итальянские, испанские, французские песни, Илью Ивановича Машкова, <…> и многих друзей и знакомых, охотно выступая с этим “репертуаром”, имевшим неизменный успех. <…> Нередко устраивались “моментальные инсценировки” – живые картины. Материалом для них, как правило, были картины Третьяковской галереи. <…> Вставали шесть человек: трое впереди трое сзади изображали лошадей богатырей Васнецова. <…> Что касается самих богатырей, то Илью Муромца всегда изображал Кончаловский, Алешу Поповича – Лентулов, а Добрыню Никитича – Машков. <…> 

В своей работе о Лентулове Л. Варшавский называет его русским Ярилой. Ярила не Ярила, а вот от русского богатыря действительно что-то было в моем отце. Это безусловно. Был он большой и жизнерадостный, с широкой натурой, а если загорался чем-нибудь, то мог горы своротить. <…> 

Первым пришел Кончаловский в МОССХ на панихиду отца, взял его исхудалую руку в свою и долго гладил пальцы. Особенно внимательно разглядывал он большой и указательный пальцы, которые держали кисть».* 

*Лентулова М.А. Художник Аристарх Лентулов. М., 1969. С. 10, 13, 24, 26, 61, 120.    

«Аристарх Лентулов – солидный цветущий мужчина – такая же и живопись: плотные пейзажи – плотные обнаженные женщины – спелые фрукты – вызывающие по сегодняшним временам сексизм. 

Так что, дорогой зритель, спеши любоваться его полотнами, пока их не удалили из галерей и музеев… и поделом! Чтоб знали, а то понимаешь, так-то вот!..» 

Николай Ватагин 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам