Время работы

Петр Первый и его эпоха

Великий Петр, твой каждый след
Для сердца русского есть памятник священный… /П.Вяземский. 1853/     

В  2022 году Россия отмечает 350-летний юбилей великого реформатора – первого российского императора Петра I. Интерес к личности Петра был необыкновенно велик и при его жизни, и после кончины, на протяжении трех столетий и в России, и на Западе. Фигура царя-плотника, победителя шведского короля Карла XII, внедрившего реформы, изменившие весь уклад российской жизни,  казалась современникам грандиозной, значимой. Многие известные европейские мастера охотно писали его портреты: Натье, Моор,  Ригл, Кнеллер, Каравакк и другие. Круг художников, европейских и отечественных, обращавшихся к петровской теме в течение трех с половиной столетий, необыкновенно  широк. Каждая эпоха видела в царе-реформаторе то своего героя новой формации, то отрицательного героя. Правительственные реформы коснулись всех областей жизни, всколыхнули все слои русского общества. Эти реформы создали благоприятные условия для развития  отечественной науки и искусства, способствовали  зарождению нового мировоззрения, утверждению иных художественных приоритетов. 

Петровская эпоха, с ее огромным размахом строительства и преобразований во всех сферах, стала временем небывалого развития портретной живописи, предъявляя к ней свои требования. Они и определили новое стилистическое направление.  В портретах той поры художники выявляли в основном  типологические черты модели, а не ее индивидуальность. В портретной галерее петровского времени  представлены почти все выдающиеся деятели эпохи и герои ратных дел. В их портретах подчёркиваются энергичность, активность, особая представительность  и сознание собственного достоинства.

В Пермской художественной галерее сложилась коллекция произведений всех видов и жанров искусства, в которых прослеживаются важнейшие вехи петровских деяний, петровских реформаторских идей, а также портретная галерея Петра I, членов его семьи,  сподвижников императора (в основном, в графике).

Собрание складывалось с начала образования Художественной галереи и пополнялось различными путями: передачей, дарами, закупкой и т.д. В коллекцию входят произведения и времен  Петра I, и работы мастеров XIX века, и советских художников, представляющих разные интерпретации образа царя-реформатора.  

Представляем наиболее значительные и интересные памятники искусства из разных коллекций галереи. Приложением  к выставке конце является перечень произведений на тему «Образ Петра I и его деяний в изобразительном искусстве в собрании  Пермской художественной галереи», составленный по разнообразным коллекциям: живопись, скульптура, оригинальная и печатная графика, монеты, наградные знаки.

 Каждая работа собрания интересна и историей своего создания, и историей художника, и провенансом - историей происхождения, историей владения художественным произведением, историей передвижения от одного владельца к другому. Это один из важных факторов, влияющих на восприятие произведения. И своего рода альтернативная история искусств. Возможность проследить  историю картины  (по архивным документам, а не по легендам владельцев) играет решающую роль в подтверждении подлинности и атрибуции произведений искусства. Есть довольно занимательные истории происхождения музейных работ, об этом вы узнаете в виртуальном туре  по коллекциям галереи. 

Виртуальный тур начинается с работ екатеринбургского художника Алексея Афанасьевича Казанцева (1928-2002).  В своем творчестве он постоянно обращался к уральской природе,  ее богатствам,  истории,  ее героям.  На Уралев XVIII веке активно развивается горная промышленность, возникает так называемая «горнозаводская цивилизация»,  процесс формирования которой шел в русле общего для России промышленного подъема.

Казанцев А.А. Гравюра. Демидовский Урал. Из серии 'Урал - детище Петра'

Казанцев А.А. Гравюра. Никита Демидов. Из серии 'Урал - детище Петра'

Казанцев А.А. Гравюра. Водный путь железных караванов. Из серии 'Урал- детище Петра'

Серия графических листов Казанцева, созданная в 1982-83 годах,  называется  «Урал – детище Петра». Это цикл гравюр, в который входят и такие работы, как «Демидовский Урал», «Никита Демидов», «Акинфий Демидов», «Водный путь железных караванов». Петровская тема звучит и в гравюрах «Петровский гражданский шрифт», лист №1, лист №2.

Казанцев А.А. Гравюра. Петровский гражданский шрифт. Лист 1.

Казанцев А.А. Гравюра. Петровский гражданский шрифт. Лист 2

В уральской серии Казанцева нет археологической дотошности, подробного рассказа о событиях, но есть подлинный интерес к его легендарным героям, подвигам обыкновенных людей, к быту. Казанцев – график-экспериментатор, он обращается к сложной технике печатной графики, офорту, с использованием цветной раскраски. Все листы отличает сложная монтажная композиция, условная передача пространства, текстовая информация. Разглядывание этих офортов и чтение сопроводительных надписей превращается в увлекательный процесс.

 Отечественные мастера постоянно обращались к теме России петровского времени. Чаще это иллюстрации к известным литературным произведениям. Художники изображали различные события из жизни императора, иногда  это гравюры с живописных произведений (репродукционная гравюра). 

Иконография великого реформатора Петра I,особенности и детали его портретов скрупулезно изучались исследователями,  так же,  как и творчество мастеров, их создававших. Но несмотря на известную иконографию императора, остается много нерешенных проблем.

Луи Каравакк(? ) Портрет Петра I

 Убедительный тому пример – «Портрет Петра I» начала XVIII в.  в коллекции галереи. Он поступил в коллекцию в 1955 г. из Дирекции художественных фондов и проектировании памятников и значился как работа художника А.М. Матвеева (1701-1739), петровского пенсионера, учившегося живописи в Голландии и ФландрииОбучение за границей за счет государственного пенсиона дало название термину «пенсионерство»Матвеева называли «пионером русской живописи», и он был одним из первых русских живописцев, получивших образование в Европе за государственный счет. А далее история  атрибуции портрета напоминает своеобразный музейный детектив. Портрет был взят на большую выставку «Портрет петровского времени», которая проходила в Москве и Ленинграде в 1973 году. И вот тогда появилась возможность сопоставить портрет из пермской коллекции с целым кругом работ А.М. Матвеева и провести технико-технологические экспертизы, в результате чего было установлено,  что Матвеев не мог быть автором!  В итоге в Пермь портрет вернулся после выставки с обозначением «Неизвестный художник первой половины XVIII в.»  А далее работой заинтересовалась эксперт Государственного Русского музея С.В. Римская-Корсакова. Портрет еще раз отправился в Ленинград, в Государственный Русский музей. Он был исследован в рентгеновской, инфракрасной,  ультрафиолетовой областях спектра. Обнаружилось, что портрет – прижизненный, писался, возможно, с натуры и, что очень важно, не является копийным! Рентгеновские излучения показали, что автор постоянно что-то изменял, поправлял, что для копий  не требуется. Исследуя прижизненные портреты Петра I, эксперт пришла к выводу, что автором работы может быть Луи Каравакк (1684-1754), личность в свое время знаменитая. Он приехал из Франции, работал в России с 1716 по 1754. Одно время работал в «канцелярии от строений», руководил «живописной командой», писал портреты царской фамилии, преподавал в Академии наук. Участвовал в походе с Петром I на Астрахань. Для царя он составил устройство «Академия живописного  художества». Его учениками были многие русские художники. Портреты Петра I кисти Каравакка  не случайно служили важнейшим иконографическим материалом: современники отмечали необыкновенную точность  портретных изображений. Так, для портретной характеристики знаменитого «Медного всадника» послужили портреты Петра I именно Луи Каравакка.

 В живописной коллекции галереи есть еще одна неразгаданная загадка: Неизвестный художник первой половины XVIII в. «Портрет императора Петра I» и к нему - парный портрет его дочери - императрицы Елизаветы Петровны». Небольшие по размеру портреты, выполненные на деревянной основе масляной краской,  заключены в овалы и смотрятся как миниатюры. 

Неизвестный художник. Портрет императора Петра I

Неизвестный художник. Портрет императрицы Елизаветы Петровны.

Трудно даже предположить к какому «типу»  относится  данный портрет Петра I. Дело в том, что прижизненные портреты императора хорошо известны, их писали отечественные и европейские мастера. После смерти императора портреты во множестве копировались, иногда  при этом допускались интерпретации. И, тем не менее,  множество работ группируются и в живописи, и в графике следующим образом: «тип Кнеллера», «тип Натье», «тип Каравакка» и т.д. В гравюрных кабинетах столичных музеев хранятся громадные папки таких разнообразных «типов». В живописи – меньше, но группируются таким же образом. При изучении этих портретов неизвестного автора было просмотрено огромное количество таких «типов», но ни один не прояснил авторскую принадлежность. В образе Петра I неизвестного художника явственно видна некая неумелость, даже примитивизм. В какой-то мере  портрет приближается к типу  миниатюрного портрета Петра I, созданному Г.С. Мусикийским (1670-1737).  Мусикийский создавал портреты на эмали, работал при Московской Оружейной палате.  Одна из его работ –  портрет Петра I находится в собрания Государственного Русского музея, и этот портрет, в свою очередь,  близок по типу к портрету Петра кисти  К. де Моора. Такие дальние «отсылы» мы можем сделать, изучая «Портрет императора Петра I» Неизвестного мастера первой половины XVIII века.

 «Портрет императрицы Елизаветы  Петровны» Неизвестного автора    XVIII века, парный к петровскому, скорее всего, принадлежит тому же автору. Оба портрета были куплены галереей в 1944 году у пермячки В.А.Стрижевой. Далее сведения о передвижении  работ обрываются. Но тип изображения  Елизаветы Петровны  в уменьшенном размере (поколенный, а не во весь рост),  напоминает, с некоторыми изменениями и сокращениями, тип портрета, созданный  Алексеем Петровичем  Антроповым в 1745-1751 годах.

Сын солдата и внук мастера-оружейника, Антропов написал несколько портретов императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761), дочери Петра I и Екатерины I. Она взошла на престол в 1741 и царствовала до своей кончины. Елизавета Петровна любила заказывать свои изображения разным мастерам: множество портретов, хранящихся в различных музеях, отражают многогранный образ императрицы. Миниатюрный портрет неизвестного мастера, не очень искусного в живописи, все же восходит к портрету, написанному Антроповым.  Фигура претендует на легкость и изящество, туго затянута корсетом. Наряд тяжелый. На лице несколько кокетливая улыбка, говорящая о легком нраве императрицы, любящей смех и забавы. 

 Недавно в галерее был реставрирован портрет, который представляет  «сборный тип». Это копия с оригинала, находившегося у князя А. Демидова во Флоренции. «Сборный тип» соединяет черты картины 1838 года «Петр I Великий император России» авторства французского мастера Поля Делароша (1797-1858), а лицо заимствовано с «типа» Л. Каравакка. С самого известного портрета  Делароша было сделано множество копий и интерпретаций. В том числе и данная работа. Художник писал портреты исторических особ. Несколько идеализированный образ Петра I нравился, поэтому его постоянно копировали.

Неизвестный художник. Картина. Портрет Петра I

Эта работа интересна не только так называемым «сборным типом» изображения, но и своей судьбой и особенностью перемещения. Она поступила из Пермского научно-промышленного музея в 1922 году, куда была передана в 1902 году И.Я. Вахрушевым, известным купцом-промышленником, занимавшимся кожевенным производством. Он, в свою очередь, купил работу в Невьянском заводе Пермской губернии (ныне Свердловская область) на аукционе  продажи имущества золотопромышленника Ивана Петровича Богомолова, чье имя было известно на Урале. Происходивший из семьи богатых золотопромышленников и купцов, он был человеком неукротимой энергии, авантюристом, игроком. При этом он же – попечитель школы и парка культуры и отдыха в Невьянске, член Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ).  Личность И.П. Богомолова заинтересовала  писателя Д.С. Мамина-Сибиряка. Он был коллекционером и знатоком чудачеств уральских купцов, но и для него Богомолов был уникальным экземпляром,  он писал о темпераменте Богомолова с большим эмоциональным зарядом, «разбрызгивая чернила». Дома Богомолова сохранились в Невьянске и в настоящее время. Исходя из характеристик Богомолова, можно додумывать историю о том, как портрет Петра стал собственностью богатейшего золотопромышленника, а потом попал на распродажу его имущества. 

Репин Ю.И. Картина. Этюд к картине 'Петр I в Полтавской битве' (Великий вождь).

Интересна история еще одной работы: «Петр I» – этюд к картине  Ю.И. Репина(сына И.Е.Репина) «Петр I  в Полтавской битве (Великий вождь)», 1905 г. для дипломного проекта. История написания этого этюда идет из Перми, точнее из Чермоза, и из Петербургской  Императорской Академии художеств,  где Юрий Репин учился в мастерской своего великого отца. Но репинская мастерская в начале XX века была огромной, даже не могла вместить всех желающих. И тогда Илья Ефимович решил передать часть студентов своему ученику Д.Н. Кардовскому, европейски образованному, прекрасному художнику и, как оказалось, не менее замечательному педагогу. В числе первых пяти кардовцев были и П.С. Евстафьев, и Ю.И. Репин. После учебы в академии Евстафьев приехал в Пермь и преподавал в мужской гимназии. Здесь он познакомился с пермским художником И.И. Туранским. Они вместе работали во вновь открывшемся после революции Народном художественном училище. Вместе с ними здесь же преподавал И.П. Чирков, тоже выпускник Академии художеств и ученик И.Е. Репина. Репин ему благоволил особенно, давал возможность зарабатывать средства  на обучение. А сын Ильи Ефимовича Юрий в своей дипломной работе  «Петр I….» сделал портретный этюд с И.П. Чиркова. Сравнивая этюд  и картину, мы видим, что там и там вдохновенное лицо, поворот головы тот же, зачес волос похож. Видимо, что-то от вдохновенного облика Петра  в момент сражения увидел художник в лице И.П. Чиркова. Этюд был подарен галерее наследниками И.И. Туранского, у которого находились на хранении картины П.С. Евстафьева и  Ю.И.Репина.

 Скульптурный «Портрет Петра  I» неизвестного автора  был подарен в коллекцию галереи в 1990-х Пермским научно-исследовательским технологическим институтом (ПНИТИ).  Эту работу можно отнести к  варианту известного оригинала Б. Растрелли, с некоторым упрощением, особенно в изображении драпировок. 

Неизвестный художник. Скульптура. Петр I

Неизвестный мастер исполнил бюст в уменьшенном размере (32х29х11) из металла с титановым покрытием. Именно в этом Научно-исследовательском технологическом институте  была мастерская гальванопластики, занимавшаяся сложными покрытиями, в том числе титановыми. На протяжении времени скульптурный портрет Петра I, выполненный известным скульптором Бартоломео Растрелли (1666-1744), много раз повторялся с различными вариациями. Эта известность императорского портрета объяснима. Растрелли стал родоначальником русского реалистического светского портрета. В течение своей жизни скульптор плодотворно работал над образом Петра I. Он для своих работ снимал с лица  императора маску, которой  пользовался в своей работе. В 1723 -1730 годах Растрелли создал бюст Петра и отлил в бронзе (102х90х40). Он изобразил императора в горностаевой мантии, боевом доспехе, с лентой и знаком ордена Андрея Первозванного. Тонкая проработка фактуры в бронзе отмечает эту работу. На правом нагрудном щитке представлена аллегория: «Петр I , высекающий Россию». На двух других –  эпизоды Полтавской битвы. Скульптура была популярна у современников, с нее делались  повторения, копии. Уже в другие времена были исполнены кабинетные скульптуры уменьшенного размера. Возможно, именно такого происхождения и бюст Петра  Великого, подаренный в собрание галереи ПНИТИ.

Довольно значительна коллекция портретов сподвижников Петра Великого, членов его  семьи – в основном, в  коллекции гравюры петровского времени. Невозможно не обратить внимание на живописный вариативный копийный портрет Григория Дмитриевича Строганова и его второй супруги - Марии Яковлевны. 

Неизвестный художник. Портрет барона Строганова Г.Д.

Неизвестный художник. Портрет М.Я. Строгановой.

Оригиналы портретов, с которых «сняты» копии-варианты, известны – они выполнены Романом Никитичем Никитиным (1691—1753) и хранятся в собраниях  Одесского художественного музея и ГРМ. Но если авторство Р.Н.Никитина в портрете Марии Яковлевны достоверно известно, то в портрете Григория Дмитриевича оно остается под вопросом. Р.Н. Никитин  учился живописи за границей. Но, вернувшись в Россию в начале 1720-х, обратился к архаичному, близкому к парсуне, письму. Роман Никитин пережил двукратный арест по политическому делу, содержание под следствием в Тайной канцелярии в течение 6 лет. Четыре года ссылки в Тобольск закончились возвращением в Москву. При Елизавете Петровне Никитину был возвращен статус придворного живописца.

Григорий Дмитриевич Строганов  (1656-1715) – купец, «именитый человек», единоличный владелец всех родовых имений (свыше 10 млн. десятин земли) и соляных промыслов. Он оказывал денежную помощь Петру I, строил за свой счет и снаряжал суда во время Северной войны. Собирал старинные рукописи. Вторым браком был женат на  Марии Яковлевне Новосильцевой (1678-1774). В 1715 г. она овдовела. Воспитывала сыновей Александра, Николая и Сергея. Была статс-дамой при дворе Екатерины I, а затем Анны Иоанновны. На портрете она изображена с миниатюрным портретом Петра I – подарком царя. Архивные данные подтверждают, что Строгановы предписывали, чтобы в каждом Правлении их имений были представлены портреты владельцев. С оригиналов отечественных и зарубежных мастеров многочисленные копии «снимали», в том числе, и крепостные художники. Автор пермского варианта портретов четы Строгановых неизвестен, но, скорее всего, это пермский крепостной художник Строгановых. Автор не стремится к отражению внутренней жизни в портретах. Заметны архаизмы: плоскостность фона и объемность лица, активный узор тканей одежд. Оба портрета были куплены в 1944 г. у О.М. Зелениной, вдовы пермского художника А.Н. Зеленина

 Итак, Образ Петра I  и его деяний представлен единичными образцами в живописи и скульптуре, но с богатыми историями поступления, атрибуциями. 

Печатная графика гораздо обширнее. Главная роль в искусстве петровского времени принадлежит гравюре. Здесь не очень много  портретных  изображений, но много победных для императора военных баталий, фейерверков, видов городов. 

II. Коллекция  произведений русских граверов  XVIII века собиралась на протяжении многих лет. Часть гравюр перешла в 1920-е гг. из Пермского научно-промышленного (ныне краеведческого) музея. Значительное число произведений  было передано Государственным Русским музеем, а также Музеем  изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Несколько листов поступило из  кабинета графики Академии художеств. Около  десяти листов  подарил галерее  собиратель и большой знаток гравюры краевед Е.Н. Косвинцев. Наконец, в 1959  и 1973 годах Государственный Русский  музей передал галерее современные оттиски с досок старых мастеров, хранившихся в кабинете графики ГРМ.
Живописные  и скульптурные портреты  пришли из частных собраний, из Дирекции художественных фондов и проектирования памятников Министерства культуры, монеты петровского времени и медали переданы из фондов Народного комиссариата внутренних дел (НКВД). 

Помимо истории поступления, каждое из произведения имеет свою историю создания и раскрывает  смысл петровских деяний. Причем из всего массива гравюр XVIII  века  гравюры петровского времени узнаются сразу, они отличаются выражением душевного подъема, увлеченностью, которые отразились в произведениях, может быть, с меньшей мастеровитостью, чем более поздние, но с большей выразительностью. Время  это переломное – обновление буквально врывается во все области русской жизни, искусство европеизируется. Петровская гравюра – настоящее явление в искусстве XVIII века.  Гравюра решает общие новые задачи русского искусства, она является не только одним из видов искусства, но воплощает новую  государственную  идеологию, становится своего рода средством массовой пропаганды, обладает информативностью, быстрым откликом на важные события времени. Пропагандистско-просветительный характер определил развитие гравировального искусства того времени.В произведениях гравюры находит отражение широкий круг событий той бурной эпохи: виды новозавоеванных городов, сухопутные и морские баталии, праздничные фейерверки и победные шествия. Иными словами, круг сюжетов в гравюре был много шире, чем в живописи и скульптуре XVIII века. 

Если XVIII век в живописи и скульптуре в основном портретный, то в гравюре это проявилось в меньшей степени. Но в продолжение живописной и скульптурной портретной галереи, обратимся вначале к портретной галерее гравюр с изображением Петра, членов семьи и сподвижников, крупных деятелей петровского времени 

Один из ранних портретов Петра в коллекция Пермской галереи – гравюра Питера Пикарта 1717 года «Петр I в родословии», или «Апофеоз воинской славы Петра», где Петр представлен на постаменте с изображением барельефов баталий, в окружении 33 портретов русских князей и царей. Поступление 1922 г. из Пермского научно-промышленного музея, 1901 передана в музей из Академии художеств. 

Пикарт П. Гравюра. Петр I - царь и повелитель всероссийский.

Автор превозносит Петра Великого как мудрого победителя и полководца. Это гимн императору. Он изображен в окружении портретов царей и князей с IX века до коронации Петра I  в 1682 г. Под каждым портретом – краткая информация о правителе. Текст на портрет составлен Феофаном Прокоповичем. Гравюра была торжественно преподнесена Петру при его возвращении из заграничного путешествия в сентябре 1717 года.

Питер Пикарт (1668/69 - 1737) – голландский гравер. Он  приехал в Россию из Амстердама вместе с гравером  А. Шхонебеком – своим отчимом и учителем. В 1702 году принят в  Оружейную палату помощником Шхонебека. В 1703 и 1704 находился в походной мастерской близ Шлиссельбурга. После смерти Шхонебека  руководил гравировальной мастерской Оружейной палаты. Создал в России множество карт и гравюр. 

Примером Портрета ПетраI  с живописного оригинала Г. Кнеллера ("тип Кнеллера") служит гравюра нюрнбергского книгоиздателя и гравера, арт-дилера  И. -С. Вейгеля (1654-1720). 

Вейгель И. Гравюра. Портрет Петра I

По вызову  Академии наук в 1727 г из Германии в Россию прибыл Христиан Вортман (1680-1760). Он был уже зрелым мастером. Вплоть до 1744 года он во многом определил деятельность  Гравировальной палаты, которая была крупнейшим центром гравирования в XVIII веке. Вортман  значился признанным мастером репродукционной гравюры. В 1729 он создал гравированный портрет царевича Алексея Петровича (1690-1718)  с картины И.-П. Люддена.

Вортман Х. Гравюра. Портрет царевича Алексея Петровича

Алексей, старший сын Петра I, был противником преобразований  отца. В 1711 женился на принцессе Шарлотте Христине Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской, от которой имел дочь и сына Петра (впоследствии –император Петр II ), в 1715 овдовел, в 1716 бежал за границу в Вену, затем в Неаполь, откуда был возвращен в Россию. Лишен прав наследования престола и приговорен к смертной казни. Умер в Петропавловской крепости. 

Среди портретов деятелей петровского и послепетровского времени есть интереснейшие личности.

Осипов А. Гравюра. В.Н. Татищев

Таков Василий Никитич Татищев (1686-1750), историк, экономист, географ и государственный деятель. В 1720-1722 и 1733-1734 он управлял уральскими заводами Основал Екатеринбург. Провел работу по созданию новых и преобразованию старых уральских заводов. С его именем связаны строительство Екатеринбургского железоделательного, Ляминского, Полевского и других уральских заводов. Известно, что Татищев сам составлял проект поселения на Егошихе (Ягошихе), – начало губернского города Перми,–  снимал план местности. 

Автор гравированного портрета Татищева – Алексей Агапьевич  Осипов (1770-1850). Он создал много портретов известных личностей и обучил искусству гравирования учеников Бекетовской школы, набранных из крепостных людей П.П. Бекетова. О Бекетовской школе стоит сказать особо. Имя Платона Петровича Бекетова  незаслуженно забыто. Он задумал грандиозный план: издать отдельными  тетрадями  «Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям, воинским и гражданским, по учености…» с приложением  их кратких описаний. Для этого он набрал учеников из своих крепостных для овладения гравировальным мастерством. Учителем их был гравер А.Осипов. Мастера Бекетовской школы награвировали более 300 портретов исторических лиц. Бекетову удалось собрать редкую портретную галерею. Он сам разыскивал достоверные оригиналы, хранившиеся в различных родовых имениях. Знанием иконографии  многих деятелей той эпохи мы обязаны Бекетову. Его можно называть первым русским иконографом. К этой портретной галерее относятся портреты  П.И. Рычкова,  А.И. Остермана, М.М. Хераскова и другие. 

Осипов А. Гравюра. Портрет П.И.Рычкова

Грачев А. Гравюра. Граф А.И. Остерман

Гравюры, как ни один другой вид искусства, повествуют о событиях  петровского и послепетровского времени (победы и сражения, триумфальные шествия, виды городов, усадеб, проспекты Петербурга и т.д). 

Неслучайно Петр обратил внимание на этот вид искусства, будучи еще в Амстердаме.  Там он познакомился с гравером Адрианом Шхонебеком (1661-1705) и пригласил его в Петербург. В коллекции галереи есть гравюра этого мастера – оттиск 1973 года с авторских досок 1705 года «Усадьба Головина под Москвой». 

Шхонебек А. Гравюра. Усадьба Головина под Москвой

Шхонебек А. Гравюра. Усадьба Головина под Москвой. Лист 2

Федор Алексеевич Головин (1650-1706) – персона историческая и занимает особое место в истории русского флота. Он дипломат, советник Петра I. На первом плане «Усадьбы…» – многолюдная сцена у дворца. В коляске, запряженной цугом (запряжка в две или три пары, гуськом), выезжает Петр. Среди окружения – Меншиков и царевич Алексей, далее – вид на Дворец Головина. «Усадьба Головина под Москвой» считается первой видовой гравюрой по разделу «Русская усадьба».Талантливыми учениками голландского гравера Шхонебека были А. и И.Зубовы, П.Бунин. В 1704-05 годах у него было 12 учеников – граверов и печатников. 

Алексей Федорович Зубов (1682/83 –1751) –  сын известного иконописца московской Оружейной палаты Федора Евтихеевича Зубова, уроженца с.Усолья на Каме, младший брат гравера Ивана Зубова. Занимался иконописью в Московской Оружейной палате, гравированию учился у А. Шхонебека. Работал в Гравировальной мастерской Оружейной палаты в Москве. В 1711-1727 возглавлял Гравировальную  мастерскую при  Санкт-Петербургской  типографии. С 1728 -1729 работал при Академии наук, затем переехал в Москву. Алексей Зубов – автор портретов, видов, географических карт, торжественных шествий и т.д. 

Одно из совершенных произведений А. Зубова – «Свадьба Петра I и Екатерины». 1712.

Зубов А. Гравюра. Свадьба Петра I. Станковая композиция

Известно, что гравюра была создана до свадьбы и была, можно сказать, программой празднования. Инициатором создания гравюры был А.Д. Меньшиков, назначенный Петром «маршалом» – главным распорядителем  свадьбы. Он изображен стоящим за стулом Петра I. Возможно, действие происходит в парадном зале только что отделанного Зимнего дворца. Автор смог «разместить» более сотни гостей в зале с тремя проемами окон. В действительности, по описанию участников, пирующие разместились в петровском Зимнем дворце в нескольких помещениях на первом и втором этажах. Композиционно гравюру определяет изображение составленных в кольцо столов, где восседают гости. Ярко освещенный овал и глубокие тени стола своим контрастом  дают основу цветового решения. В верхней части листа – тонкие световые переходы «серебра», света и тени.

Произведения Зубова отразили многие события российской истории. 27 июля 1714 г. произошло знаменитое морское сражение у полуострова Гангут,  завершившейся полной победой русского флота. Петр I даже сравнивал это сражение с победой под Полтавой.  Триумфальное празднование было необычайно грандиозным. «Сражение при Гангуте» (оттиск 1972 с авторской доски 1714).                                                                                          

Зубов А. Гравюра. Сражение близ Гангута

Художник вводит зрителя в самую гущу боя, делает его участником событий. Композиция асимметрична. Большой трехмачтовый фрегат «Элефант» повернут к зрителю кормой. В просветах между  дымами, снастями видим его эмблему  – слона. Со всех сторон фрегат окружен русскими  гребными судами – галерами, которые ведут активное наступление. Зрительно лист уравновешен. Торжество русского флота овеяно еще одной победой.

Одним из ведущих мастеров петровской гравюры был И.Ф. Зубов.

Иван Федорович Зубов (1675-1744), сын известного иконописца Московской Оружейной палаты Ф.Е.Зубова, родом из Нового Усолья (Пермского), старший брат гравера Алексея Зубова. Обучался также у А. Шхонебека и состоял в Гравировальной мастерской Оружейной палаты. В 1708 переведен вместе  с П. Пикартом на Московский печатный двор, где работал до 1728 года. По выразительности его работы могут сравниться с произведениями его брата  Алексея Федоровича Зубова. В коллекции галереи есть несколько его гравюр. В 1974 г. из Русского музея в фонды ПГХГ поступили несколько оттисков со старинных авторских досок. Обратим внимание на гравюру  «Фейерверк 22 января 1722 года в Москве в честь Ништатского мира». 1722.

Зубов И.Ф. Гравюра. Фейерверк 22 января 1722 года в Москве в честь Ништадского мира

Гравюра отпечатана с трех досок, состоит из трех частей. Транспаранты, видимо, повторяют  транспаранты  фейерверка 22 октября 1721 года. Автор символически изображает победу и мир. Центральная часть – Храм Януса, его открытые двери затворяют Россия и Швеция. В древнеримской мифологии  Янус – двуликий бог, способный знать прошлое и  предвидеть будущее. Ему были посвящены храмы, внутри которых находилась бронзовая статуя Януса, небольшая прямоугольная постройка имела 2 двери, которые оставались открытыми во времена войн и закрывались во время мира. Выразительны боковые транспаранты. На левом  с надписью «Плоды мира» сочетаются символы античной и христианской мифологии: Меркурий и Ноев ковчег. На правой сопоставляются божественное (от сего) и земное (сим токмо). Земные труды символизируют корабли - бот Петра I .

Интерес представляет гравюра 1728 года « Вид Измайлово».На первом плане изображен выезд Петра II. Предположительно, заказчик - иноземец, судя по написанию названия. Пейзаж автор решает по правилам перспективы  того времени. Он четко разделяет пейзаж на два плана. Первый план светлый, на нем темными пятнами выделяются  группы фигур. Далее, за полосой воды, вырисовывается само Измайлово – место пребывания  царицы Прасковьи Федоровны и ее дочерей. Автор изображает  шестерик башни, пятикупольный собор, дворец.  

Зубов И.Ф. Гравюра. Село Измайлово

Творчество И.Ф. Зубова охватывает два десятилетия  и характеризуется художественной цельностью, представляет московскую школу гравирования.

Вот две небольшие гравюры XVIII века, на первый взгляд, скромные по художественным достоинствам. Но они являют множество значимых событий русской истории, географии, отечественного искусства. Имеют они и прямое отношение к деяниям императора Петра I. 

«Вид города Верхотурья»,1770 гравировал ученик Гравировальной палаты Прокофий Артемьевич Артемьев (1736-1811). «Вид города Туринска», 1770 гравировал Патрикей Тимофеевич Балабин (1734-1788). 

Неизвестный художник. Гравюра. Вид города Верхотурья. С рисунка М.И. Махаева

Неизвестный художник. Гравюра. Вид города Туринска. С рисунка М.И. Махаева

Эти работы говорят о знаменательном событии, которое Петр I решил воплотить в жизнь, и в 1724 г. он подписал указ  об организации Первой Камчатской экспедиции для изучения морей к востоку от Камчатки, что должно было подтвердить существование пролива, отделяющего материки Европы и Северной Америки. По этому указу в 1725-1730 годах  состоялась Первая Камчатская экспедиция. 

Руководителем был назначен Витус Беринг – датчанин, состоявший на русской службе с 1704 года. Экспедиция Беринга связана с Пермским краем, в частности с городом Осой. Известно, что Беринг со своей командой прибыл в Осу  на 6 судах 19 сентября 1733 г и пребывал до начала ноября.                                                                                                                              Гравюры Пермского собрания связаны со Второй Камчатской экспедицией (Великой Северной), которая состоялась уже после кончины императора, в 1733-1743 годах по распоряжению императрицы Анны Иоанновны. Но великая идея изучения территорий принадлежит Петру I.

 Вид города Верхотурья и  Вид города Туринска -сделаны с рисунка  И.-В. Люрсениуса, рисовальщика, участника Великих Камчатских экспедиций. 

Руководили Великой Северной экспедицией В. Беринг и А. Чириков. В экспедиции были задействованы тысячи человек и несколько кораблей. Были организованы семь самостоятельных отрядов, каждый из которых имел собственную задачу исследований. Морская часть экспедиции получила наименование Великой Северной экспедиции. В академический отряд, руководителями которого были немецкий профессор истории Г.-Ф. Миллер и ботаник, естествоиспытатель И.-Г. Гмелин, входили  живописец И.Х. Берхан (Беркхан) и рисовальщик И.-В. Люрсениус, а в 1739 году к ним присоединился  И.-Д. Деккер. Задачи экспедиции были грандиозны. Академический отряд должен был пройти по Сибирскому тракту (вместо Бабиновской дороги) от Твери до Казани, от Казани – Камой – до Соликамска, затем по Чусовой до Кунгура и через Демидовские заводы до Тобольска. Участники экспедиции должны были составлять карты, «снимать» виды городов, подготовить образцы флоры и фауны азиатской части России, изучать (и собирать) архивы уральских и сибирских городов, вести астрономические наблюдения и т.д.  

Из 34 эстампов 23 гравировались с рисунков Берхана и Люрсениуса. Рисунки городов Туринска и Верхотурья сделал Люрсениус. Известно, что из Соликамска с Берханом были посланы 168 рисунков. Среди них пять "проспектов", что подтверждено документально: «А в 1746 г… из города Соли Камской отправлен он, Берхан, и при нем Горлянов в Москву, в Сибирский приказ, где с сентября сего года и были». Рисунки видов уральских городов Туринска и Верхотурья, сделанные Люрсениусом, во многом определены научным заданием.  

«Собрание российских и сибирских городов» из 34 листов гравировалось в 1769-1771 годах. В Собрание вошли 14 видов Европейской России и 20 видов поселений Сибири, из них – 3 вида уральских городов.  Для изобразительного искусства виды городов так же значимы, как и изображения исторических событий и личностей. Впервые мастера изображали не виды столиц, а дальние города РоссииСерия гравюр выполнялась почти полстолетия разными мастерами – они знакомят с эволюцией пейзажного жанра от «перспективного художества, проспектов» до городских пейзажей. 

Но наиболее значимо то, что эта серия представляет одно из важнейших событий эпохи – обследование, описание и картографирование дальних земель России, уральских городов. 

Автор текста виртуального тура Нина Васильевна Казаринова, кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник Пермской  художественной галереи.