Татлин Владимир Евграфович

Татлин Владимир Евграфович

1885–1953 

Живописец, график, конструктор, художник театра, дизайнер, автор утопических архитектурных проектов. Один из самых знаменитых художников ХХ века и главных новаторов русского авангарда. Родоначальник художественного конструктивизма.

 «Татлин любил говорить, в беседах со мной, что современная фабрика представляет собой высший образец оперы и балета; что чтение книги Альберта Эйнштейна, несомненно, гораздо интереснее, чем “какой-нибудь” роман Тургенева и что поэтому искусство сегодняшнего дня должно быть целиком пересмотрено. Искусство, – продолжал Татлин – должно стать знаменосцем, передовым отрядом и побудителем прогресса человеческой культуры, и – в этом смысле – должно быть полезным и конструктивным». (Ю. Анненков)* 

[Татлин] «приехал со старой бандурой, бандурой, которой аккомпанировали себе слепцы на старых шляхах Украины. Внешность его была своеобразна. Высокий, некрасивый, очень характерный, белесые волосы лежали на затылке как-то прядями. Он напоминал пеликана. Глаза смотрели доверчиво, благожелательно и спокойно, как у человека, на сердце которого все спокойно! <…> 

Симпатична была простота Татлина и внутренняя и внешняя. Никакой позы, никакого подпрыгивания и подыгрывания. А этим отличались все “новые” люди». (В. Милашевский)** 

«Татлин обаятелен, совершенно непередаваем в письме, с прекрасными детскими и горячими интонациями, искренен, всегда с какой-либо большой мыслью – чудо-дитя – огромный ростом человек». (Н. Пунин)*** 

«Одно время Татлин плавал матросом; с тех пор он навсегда сохранил вкус к меди, к тросам, к дереву и брезентам, пропитанным дегтем. Это был упорный человек, без ограничений, неспособный ни на какие компромиссы; брал широко, никогда не бродил окольными дорогами; не любил никаких украшений и фразеологии; манифестов не писал, не бросал лозунгами: был живописцем. Выступал он редко, появляясь на эстраде только в крайних случаях, и тогда говорил по записке; учеников не плодил, терпеть не мог “татлинизма”, был молчаливым, говорящих слушал и любил песни». (Н. Пунин)**** 

*Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. Том второй. М., 1991. С. 242–243. 

**Милашевский В. Вчера, позавчера… Воспоминания художника. М., 1989. С. 117. 

***Пунин Н. Мир светел любовью. Дневники. Письма. М., 2000. С. 213. 

****Пунин Н.Н. В борьбе за новейшее искусство. М., 2018. С. 41.  

«Татлин – непонятный и удивительный для меня художник. 

Помню его персональную выставку в Третьяковке: дурацкая Башня III (или II) Интернационала, не летающий Летатлин, не самая сильная живопись в стиле “Бубнового валета”, театральные эскизы и т.д. Все на выставке было какое-то необязательное, фрагментарное, раздрызганное – вызвавшее в конце чувство раздражения. 

Но странно: поднявшись потом на третий этаж и посмотрев экспозицию ХХ века, понял – многие мои прежде любимые художники стали казаться плоскими и тухлыми. 

Одно слово: Татлин – феномен. Права была художник Ирина Затуловская, сказавшая, что я дебил, а Татлин – глоток живого воздуха». 

Николай Ватагин            

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам