Новое здание Пермской государственной художественной галереи будет располагаться в социокультурном пространстве «Завод Шпагина». Название, как известно пермякам, не случайно: здесь долгие годы, практически в течение столетия, располагался паровозоремонтный завод им. А. А. Шпагина (изначально Главные железнодорожные мастерские г. Перми). Здесь сохранены прекрасные заводские корпуса, знаковые сооружения промышленной архитектуры конца XIX века.
![](/uploads/2024/02/15/R975-975_5151d8e64cf3c3e8afc5af70e76e5bb8.jpg)
Завод Шпагина. Вид на исторические здания
Новое здание Пермской галереи строится на месте разрушенных цехов (нет, не Галерея их разрушила, и они не исторические, более позднего времени, но долго стояли в руинах). Когда решение о смене назначения пространства уже было принято, мы говорили с бывшими представителями администрации завода. Они рассказали о том, что вопрос закрытия предприятия решался с конца 1980-х годов, и оно все равно было бы закрыто. Первый выход на место будущей стройки показал, что и другие цеха не в лучшем состоянии, например, нет водоотведения. В основном, все проблемы с подтоплением, о котором все время говорят наши заботливые читатели, связаны были с плохим качеством инженерных коммуникаций. Именно сейчас, когда идет процесс строительства, эти вопросы и решаются.
Так вот, впервые за все время существования г. Перми строится специальное здание для музея! Не приспосабливается, не реконструируется, а именно строится.
Его проект создан архитектурным бюро Speech, автор проекта – один из самых знаковых архитекторов Сергей Чобан, который очень много работал с различными музеями, от Третьяковской галереи до музеев Берлина и Рима.
![](/uploads/2024/02/15/R975-975_c2b6c55b9274acc05f9d8559df4c3beb.jpg)
Архитектор Сергей Чобан
Его проект Пермской галереи создан таким образом, чтобы вписываться в индустриальный кластер. Это признак хорошей архитектуры: умение включить здание в окружающую среду. Это не значит повторить старую архитектуру, но сделать так, чтобы в новом здании содержался намек на пропорции, соотношения, впечатления.
![](/uploads/2024/02/15/R975-975_06a790edec0fc1b45d214fc729b8109d.jpg)
Строящееся здание Пермской галереи
У промышленной архитектуры есть свои признаки и требования. Во-первых, она обусловлена технической функциональностью. И это нам очень важно. Совершенно не обязательно, чтобы музей был похож на дворец или храм с колоннами. Именно такая система часто трудно поддается приспособлению к музейным подразделениям. А вот прочность, устойчивость, горизонтальные и вертикальные связи, высота пролетов – это необходимое условие.
Еще одна задача – динамичность внешнего вида, который соответствует новому сегодняшнему, современному назначению музея. Разный масштаб «крыш», разный уровень высотности дает очень красивую линию, перекликающуюся с линией Уральских гор. Силуэт здания, читаемый с противоположного берега Камы, создает прекрасную видовую панораму, украшая облик города.
![](/uploads/2024/02/15/R975-975_f86d40536abdea88d0ddffd769419f0c.jpg)
Макет нового здания Пермской галереи
Серьезная находка архитектора – зеленый цвет медной кровли и ламелей, который ассоциируется с традиционным медеплавильным производством уральских заводов. Это тем более знаковый момент, что место, где будет располагаться Галерея – это «первогород». Археологи, проводившие на территории Шпагинского завода изыскания, подтвердили, что именно здесь не только находились заводы, но здесь была одна из старинных строгановских деревень. И это символическое соответствие между коллекцией музея, обладающего одним из самых ярких строгановских собраний страны и местом, где оно будет показано.
Необходимо отметить, что архитекторы (бюро Speech) и дизайнеры экспозиции (бюро Project Eleven) очень внимательно отнеслись к расположению залов и общественных пространств. Экспозиционные залы находятся в глубине здания, не имеют окон, естественного освещения. А вот фойе, холлы и рекреации, и даже лифты ограничены панорамным остеклением, из которых можно будет видеть набережную и Каму, которая становится нашим культурным героем, участником и своего рода объектом экспонирования. И это тоже соответствует нашим замыслам, поскольку Кама очень часто появляется в творчестве пермских художников, а одним из новых разделов станет искусство Перми.
![](/uploads/2024/02/15/R975-975_589116014fcf35c82bc131a450e0bbd3.jpg)
Фойе в новом здании галереи (проект)
Вообще таких пространств, где можно посидеть, посмотреть в окно, пообщаться и отдохнуть, будет много. Это важная история, потому что экспозиций станет намного больше, чем было в здании Спасо-Преображенского собора (пятнадцать отделов против бывших четырех постоянно действующих), а общая площадь экспозиций составит около семи тысяч кв.м.
Еще отмечу, что работа архитекторов и дизайнеров велась в соответствии с музейными требованиями и пожеланиями наших специалистов, вплоть до расположения соседствующих помещений, всех конструктивных особенностей и тонкостей хранения различных материалов.
Большие остекленные плоскости главного фасада тоже перекликаются с «цеховой» тематикой этого места. Сравнение с теплицей здесь едва ли уместно, нужно дождаться окончания строительства, чтобы видеть здание в целостности его объема, деталей, декора.
![](/uploads/2024/02/15/R975-975_6231e61747f6fc5896496dc72a81ff79.jpg)
Директор Пермской галереи Юлия Тавризян на стройплощадке
![](/uploads/2024/02/15/R975-975_79cf295873465854b064dffc7f1d58d2.jpg)
Вид из окон строящегося здания Пермской галереи