Время работы

Виртуальная выставка

 "Художественная пермика: образ города"

 

 

 

За неполные сто лет в Пермской художественной галерее сложилась коллекция, которую можно назвать художественной пермикой. В ней представлены разные виды искусства – живопись, графика, прикладное – и отмечены практически все поколения пермских художников.

В художественной истории любого города – когда его изображают на бумаге, на холсте, в кинокадре и т.д. – есть некий, сложившийся с годами, видовой набор. Это иконография, то есть принятая совокупность изображений или их деталей. Как складывается иконография города и можно ли ее создать искусственно? Вряд ли. Ее создают художники.

П. Е. Размахнин «Вид Перми». 1832-1835. Бумага, акварель, графитный карандаш

О том, что образ города оформился и закрепился в искусстве, свидетельствует очень известный городской пейзаж 1830-х годов Павла Размахнина, – едва ли не первая живописная панорама Перми, да еще и соединившая в себе лирический сюжет с ведутой (буквально – вид местности). Художественная пермика совсем не богата панорамными видами, и картина Размахнина – пожалуй, главная в этом жанре.

Образ города конца  XIX-начала XX века во многом строился на его провинциальности, которая в передаче художников становилась синонимом душевности, некоторой ностальгии и, в то же самое время, жалости (Зеленин А.Н. "Уголок старой Перми, Любимовский судозавод"), но отчасти и пространством памяти (Каплун А.В. "Пермь – моя родина", "Мой пермский дворик").

Художественный интерес к пермским видам знал свои взлеты и падения. Так, очень большое количество городских пейзажей было создано в период 1940-х-1970-х годов. Конец 1940-х–начало 1950-х годов в истории Перми – время большой городской стройки: город активно расширялся, прирастал микрорайонами, реконструировались скверы и бульвары. Очень важную роль в формировании образа города этого периода сыграли Л.Л. Попов, Е. В. Камшмилова, создав замечательные лирические, и, что немаловажно, узнаваемые, топографически точные городские виды.

На протяжении почти тридцати лет было создано большое количество графических и живописных видов Перми, зарисовок строительства, фиксаций уходящих в прошлое деревянных построек в центре города. Социальный заказ формировался вокруг тем революционной истории города, затем послевоенного строительства, нарастающей индустриальной мощи. Значительное число произведений посвящалось 250-летию Перми, отмечавшемуся в 1973 году. Выполняя социальный заказ на изображение революционных мест, художники создавали эмоционально наполненные архитектурные пейзажи, они «изображали место, где происходили какие-либо революционные события, но без дополнительного пояснения связать одно с другим было невозможно. Поэтому названия имели подчеркнуто поясняющий характер, например: "Улица Висимская. Место баррикад 1905 г.", "Улица 1905 г. Дом, где работала Р. С. Землячка в 1926–1927 годах" А. П. Зырянова. Работы П. И. Кузьмичева из альбома 1974 г. еще более характерны. На литографии "Пермская художественная галерея и краеведческий музей. На этой площади в 1905 г. состоялась революционная манифестация рабочих" изображен сквер перед Спасо-Преображенским собором и архиерейский дом, которые в сознании пермяков вовсе не ассоциируются с революцией. Известно множество изображений этого места, сделанных в том же ракурсе, но без всякого намека на революционность. "Дом, в котором в 1905 г. была подпольная библиотека РСДРП" – это доходный дом купца Камчатова по улице Куйбышева, 7, за которым видна мечеть, и оба здания к пролетарскому движению также никакого отношения не имеют".

А. П. Зырянов «Новый вокзал». 1963. Бумага, цветная линогравюра

В сложении образа города 1960-70-х годов и порой превращения его в знак огромную роль сыграл замечательный пермский график Александр Петрович Зырянов. Без него образ Перми не был бы столь выразительным и по-своему завершенным.

Из индустриальных объектов пермские художники "более всего предпочитали Камскую ГЭС. Ее изображали многократно, как в процессе строительства, так и в завершенном виде, реже – вокзалы и железнодорожные пути, еще реже – грузовой порт, а элеватор встретился только единожды. Время создания этих произведений совпадает с периодом ускоренного экономического развития Перми и ее бурного территориального роста. У людей, которые помнили трудные времена конца 1920-х – первой половины 1930-х годов, когда Пермь была райцентром, и военное лихолетье, мирные новостройки вызывали искренний энтузиазм. Особенно характерно в этом смысле творчество А. Н. Тумбасова, который даже гордился «журналистским» характером своих картин и рисунков".

Вне госзаказа художников влечет просто город. Виды улиц – преобладающий мотив. Здесь выбор падает либо на центральные (ставка на узнаваемость места), либо, наоборот, затерявшиеся. На таких улицах – "улочках" – течет другая, не совпадающая с индустриальным ритмом, жизнь – неспешная, вневременная, уютная. Художник целенаправленно ищет неправильных линий, кривизны, асимметрии, поэтизирует эти черты. Изогнутые, холмистые, лишенные асфальта, поросшие травяными кочками, окруженные вольно растущими деревьями, эти улочки становятся персонажами, наделенными собственной пластикой, интонацией, дыханием. Образ "старой Перми" строится на сочетании неизжитого деревенского уклада с особой живописной хмуростью облаков, в контрасте с современными постройками и людьми, слившимися с настроением природы – чаще элегическим и пасмурным, гораздо реже – солнечным. Еще очень характерная черта – замершее время. Непременный атрибут рефлексирующей памяти, остановленное мгновенье прошлого. Это становится важной составляющей в арсенале выразительных средств: неподвижность, отсутствие внешнего движения, динамики.

Из центральных больше всех повезло Комсомольскому проспекту: он запечатлен и старым (еще улицей Кунгурской), и обновленным, и строящимся. При этом акцент делается на архитектурные константы, не подлежащие изменениям точки. Первая из них, конечно, Спасо-Преображенский собор или здание Пермской художественной галереи. У этого, дважды сакрального места города, сложился свой тип изображений. Пермяку важно, чтобы место, где он живет, имело "утвердительное" начало, незыблемое, прочное на века построенное. Второй архитектурный пункт, замыкающий основной отрезок Компроса - это "башня смерти" или здание областного УВД.

Удивительно, что несмотря на использование примерно одних и тех же ракурсов и масштабов, Комсомольский проспект предстает в абсолютно разных образах и метафорах.

А. Г. Филимонов «Отъезд гостей. Дом купца Любимова». 2001. Холст, масло

В 2000-х годах появился социальный заказ нового типа, суть которого – своего рода строительство «светлого прошлого». Наиболее показательна в этом отношении серия живописных работ А. Г. Филимонова «Пермь 100 лет назад» (2001 г.) – она по-своему заполняет образовавшийся ценностный вакуум, предлагая зрителям моральную опору в виде благополучного и славного городского прошлого.

Если проанализировать коллекцию пермики с точки зрения социологии, можно выявить историческую динамику в обращении художников к изображению городского пейзажа, и здесь есть "совпадение мерностей динамики художественного процесса (удалось выделить цикличность с периодами 4,4; 9,27 и 25,5 лет) и динамики экономического развития страны. Налицо тесная и прямая связь динамики пермской иконографии с интенсификацией экономического развития общества и города. В нестабильные эпохи художники в поисках моральной опоры обращаются к истокам, ищут опору в стенах родного города. Этому находятся и обыденные экономические причины: в периоды экономической нестабильности многие из них лишены возможности выезжать в творческие командировки и просто вынуждены изображать то, что наблюдают ежедневно.

Разумеется, художественный процесс несводим к его экономической подоплеке. Тем интересней взглянуть на Пермь глазами творцов. При художественном анализе пермских пейзажей обнаруживаются на первый взгляд весьма неожиданные вещи, которые по здравом размышлении очень хочется признать за истинные, поскольку оказывается, что в несформулированном виде они уже были и в нашем сознании, а художники лишь помогли их раскрыть.

 

–––

В тексте использованы материалы статьи: П. А. Корчагин, Ю. Б. Тавризян (Пермь) Permica в изобразительном искусстве: образ Города. В кн.: Геопанорама русской культуры: Провинция и ее локальные тексты.