Виртуальная выставка "Плакат войны. Молотовские агитмастерские"

 

 

Агит-окна №1-23 Союза советских художников Молотовской области  из коллекции Пермской галереи

Агит-окна №24-46 Союза советских художников Молотовской области из коллекции Пермской галереи

Агит-окна №47-69 Союза советских художников Молотовской области из коллекции Пермской галереи

Агит-окна №70-94 Союза советских художников Молотовской области из коллекции Пермской галереи

Агит-окна №95-125 Союза советских художников Молотовской области из коллекции Пермской галереи

Агит-окна №126-143 Союза советских художников Молотовской области из коллекции Пермской галереи

Литографские плакаты Союза советских художников Молотовской области из коллекции Пермской галереи

Архивные документы

 

 

 

 

 

 

 

 

Военный плакат – огромная часть истории отечественного искусства. С первых дней войны наравне с насущными политическими и экономическими задачами осознавалась и задача организации массовой агитационно-политической пропаганды. Не случайно её считали третьим фронтом.

Центральным информационным органом, обладавшим исключительным правом собирать и распространять информацию внутри страны и за ее пределами, был ТАСС –Телеграфное агентство Советского Союза, созданное еще в 1925 г. на базе РОСТА – Российского телеграфного агентства. Самой знаменитой частью его работы военных лет были «Окна ТАСС», в создании которых участвовали виднейшие советские литераторы и художники-карикатуристы и графики. Первые агит-окна появились на улицах Москвы через пять дней после начала войны. Затем они распространялись на всех территориях СССР. Министр пропаганды Германии Геббельс заочно приговорил к смертной казни тех, кто создавал плакаты ТАСС.

Тыловая жизнь в годы Великой Отечественной была очень напряженной. Война полностью изменила векторы культурной жизни Перми (тогда город Молотов). В 1941 году сюда были эвакуированы фонды Государственного Русского музея и часть фондов Государственной Третьяковской галереи. Предметы искусства были размещены в здании Пермской художественной галереи. Экспозиции были свернуты, но музейная работа – реставрационная, исследовательская, просветительская – не прекращалась. Выставки устраивались на предприятиях, в вузах, школах, фойе театров и библиотек.

Среди эвакуированных в Молотов было много художников из Москвы и Ленинграда. Среди них знаменитые Борис Иогансон, Юрий Васнецов, Зиновий Виленский, Георгий Ряжский, Виктор Орешников, Владимир Оболенский, Яков Ромас, Владимир Одинцов и многие другие. Художники, не призванные на фронт, считали себя тоже мобилизованными. С местными живописцами и графиками их объединила работа в Молотовской мастерской агитплакатов, организованной в сентябре 1941 года. Она разместилась в здании Молотовской художественной галереи.

 

 

 

Полищук-Гусятинская Фаина Ильинична «За печатанием агитплакатов». 1943. Бумага; акварель; белила. Из коллекции Пермской галереи

 

 

 

Возглавил мастерскую агитплакатов директор галереи, председатель правления Союза художников Николай Серебренников. По плану организации для выпуска одного агит-окна требовались сотрудники семи специальностей: темщик, текстовик, художник, резчик трафарета, набойщик, шрифтовик, сборщик. Для экономии ресурсов рекомендовалось объединять работу темщика и текстовика; резчика и набойщика трафарета; шрифтовика и сборщика. Бригаду составляли 4 человека, норма выпуска – одно агит-окно в сутки. Помимо создания плаката его нужно было размножить в нескольких экземплярах. Для увеличения скорости выполнения работ темщик-текстовик должен был обслуживать до пяти художников, трафаретчик – до трех, шрифтовик и сборщик – до восьми.

Очень сложно обстояло дело с материальной базой: не хватало керосина, который был нужен в качестве растворителя красок и для освещения помещения. Художники сами возили дрова с берега Камы, кололи их, чтобы топить печь: помещение, расположенное в колокольне Спасо-Преображенского собора, занимаемого галереей, было насквозь продуваемым. Часто замерзала вода, работали одетыми, от краски и холода трескались в кровь руки. Дефицитом было практически все. Николай Серебренников предпринимал огромные усилия, чтобы обеспечить работу мастерских. Не хватало бумаги. Большеформатные листы склеивались из нескольких, в ход шла бракованная продукция и отходы бумажного производства Краснокамской бумажной фабрики «Гознак».

Через несколько месяцев филиалы агитмастерской были созданы в Чёрмозе и Очёре. Среди эвакуированных в Молотов художников были и те, кто уже имел опыт агитационно-массовой работы в "Окнах РОСТА" или ТАСС. Так, заведовать Чёрмозским отделением в декабре 1941 был назначен Яков Соломонович Пайн, художник с именем и профессиональным авторитетом, занимавшийся оформлением столичных улиц к Октябрьским праздникам. Вскоре Пайн был призван на фронт, а в начале 1943-го он погиб. Заведующим Очёрским отделением в январе 1942 года был назначен Алексей Левин, работавший в Окнах РОСТА вместе с Маяковским, художник-график с огромным опытом, в  том числе, организаторским. Агитплакаты выполнялись по заданиям Молотовской агитмастерской и распространялись по всей области. Рисованные плакаты знаменитого художника Михаила Черемных печатались в Молотове, Очёре, Чёрмозе, а коллективы агитмастерской соревновались за лучшее качество и срочность их выпуска.

Особо была выделена агитация в форме «Окон». Рисовались они вручную и размножались с помощью трафаретов. Работа шла по двум основным направлениям: тиражирование "Окон ТАСС", присылаемых из Москвы, и создание авторских агит-окон Молотовского союза художников. Места, где размещались агит-окна, утверждались специальным распоряжением. Это были заводские проходные, витрины магазинов и столовых, редакций газет, фойе кинотеатров и клубов, вокзалы, пристани, рынки, сады, библиотеки, медицинские учреждения, парткабинеты, сберкассы, почты, гостиницы.

 

 

 

Объявление в газете "Звезда" от 23 сентября 1941 года

 

 

 

Первоначально мастерская должна была выпускать не менее 100 экземпляров каждого агит-окна и не менее 10 новых тематических агит-окон в месяц. Оригиналы рисунков создавались художниками Петром Обориным, Иваном Россиком, Федором Дорошевичем, Эмилией Шориной, Ананием Бриндаровым, Деборой Зайдман и другими. Благодаря усилиям художницы Екатерины Камшиловой, взявшейся за печатание литографированных плакатов, удалось добиться их выпуска тиражом в 3–5 тысяч экземпляров. Литографский камень, на котором печатались плакаты, приходилось чистить после каждых десяти экземпляров: запасы литографской краски почти сразу кончились, а типографская краска быстро "засаливала" камень. Это сильно осложняло и замедляло работу.

Организовать распространение агитпродукции помогли областные отделения «Союзпечати» и КОГИЗа (Книготоргового Объединения государственных издательств). От предприятий, организаций и учреждений всех районов Молотовской области была собрана подписка на агит-окна, как на периодическое издание. Так была создана устойчивая материальная база агитмастерской. Для многих художников это был способ выжить.

Агитационные работы художников составляли по тематике две группы. Первая была посвящена ходу войны и информировала о крупнейших победах на фронте, о событиях в международной жизни. Вторая группа разъясняла конкретные задачи трудящихся Молотовской области, говорила о текущих задачах работников основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. В агит-окнах, как в исторической хронике, находили отражение героические события войны, успехи советского оружия, разоблачался враг.

Объём агитационной работы, выполненной художниками за годы войны, очень велик. Ими было издано 190 работ плакатного типа, общий тираж которых составил более 200 тысяч экземпляров! Агит-окна молотовских художников и «Окна ТАСС» систематически, на протяжении всех лет войны выставлялись в окнах по улицам К. Маркса (Сибирская), Куйбышева и в других местах. Какая-либо сторона улицы отводилась определённой теме, например: «Победоносная Красная Армия», «Героизм советского народа в борьбе с захватчиками», «Всемерная помощь тыла фронту», «Женщина в Великой Отечественной войне», «Восстановление освобождённых районов». Летом 1942 года из лучших агит-окон и плакатов была организована специальная выставка в городском саду имени Горького.
 

 

 

 

 

 

 

 

Наряду с выпуском агит-окон и изданием литографированных плакатов в 1942 году был налажен выпуск гравированных и литографированных портретов героев войны, печатавшихся тиражом 3-5 тысяч экземпляров. Московский художник-график Петр Львов первым исполнил портреты Героев Советского Союза Николая Гастелло, Исрафила Мамедова и уроженца города Молотова Анатолия Крохалева.

Тесное общение эвакуированных столичных и местных молотовских художников, мастеров искусства и молодых художников было одной из важных сторон их творческой работы, давшей плодотворные результаты и в области изобразительной агитации. Включение в работу приезжих художников значительно обогатило деятельность молотовских организаций художников, повысило качественный уровень, художественную культуру выполняемых работ. Вместе с тем, местные художественные силы на протяжении всего периода войны оставались ведущим звеном в этой работе.

Николай Серебренников вспоминал: "В первых рядах были художники-преподаватели Молотовского художественного училища. На площади Обороны (ныне Сквер Уральских добровольцев) проходили общегородские демонстрации. На зданиях фабрики «Пермодежда» были помещены панно. Со стен звучали призывы: «Фронт и тыл едины!», «Что ты сделал для защиты Отечества?», «Повышай производительность труда!». На центральном колхозном рынке художник Иван Россик с учащимися и художник Петр Оборин написали пять больших панно и более 20 лозунгов.

Художники выезжали для изобразительной агитационной работы на угольные шахты, заводы, на сев и уборку урожая. Они черпали из действительности материалы о трудовом героизме людей, видели волнующие примеры передовиков. Агит-окна, плакаты и другие агитационные произведения художников быстро расходились, и в агитмастерскую постоянно обращались за ними. Агит-окна выходили в 1942 году тиражом в 200 экземпляров, и при этом приходилось делать дополнительные тиражи некоторых агит-окон ещё в 50–100–200 экземпляров".

Суровое искусство агитплаката отличали чеканный ритм, лаконичность, выразительность слова и жеста, монументальность, динамизм. Формы и содержание должны быть понятны всем социальным группам – от малограмотного до ученого, от ребенка до старика.

Агит-окна впечатывались в память и формировали образ события, что разительно отличало их от сухих информационных сводок. Арсенал выразительных средств был лаконичен: текст и рисунок в два-три цвета, связанные стилем, образом и содержанием. Текст, как правило, рифмованный – краткий, емкий, остроумный, исчерпывающий в своей убедительности и однозначности.

Всё учтено, все учтены, все силы всех членов общества направлены на одну цель – Победу. А для этого необходимо поднять боевой дух – как бойца на фронте, так и трудового бойца в тылу, и поддерживать его в состоянии энергичной готовности отдать последние силы общему делу.

 

 

Плакат войны. Молотовские агитмастерские

 

 

 

 

 

 

 

Партнеры выставки: 
Государственный архив Пермского края
Губерния — Пермский дом народного творчества

Проект реализован при поддержке Министерства культуры Пермского края

 

 

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам