Веникс Жан Батист (?)

Иаков с семейством. Картина

Изображает около больших развесистых деревьев сидящего на камне, в левый профиль к зрителю, мужчины (Иакова ?), одетого в светло-коричневый кафтан, коричневые чулки и башмаки (колени голые), с посохом в правой руке. Слева от него высоко на камне сидит женщина в длинном желтом платье и с красным плащом на руке. Перед ней обнаженный мальчик. Справа на первом плане отдыхают три козы и рыжая телушка за ними. За фигурой мужчины стоит женщина с металлическим жбаном в руках и еще несколько фигур. Справа изображен кусок темно-серого неба.
Веникс Жан Батист (?)

Иаков с семейством. Картина

  • XVII в.
  • медь; масло
  • Ж-5
  • ПГХГ ИКЭ-75
показать описание

Пермская картина Веникса - причудливое сочетание голландского реалистического метода и приверженности устоявшемуся кругу итальянизированных мотивов. Изображение семьи Иакова, брата Господня,  «собрано» из массы тонко подмеченных, наблюдаемых в окружающем мире подробностей (поза кормилицы, анималистический компонент, состоящий из коз и коровы, предметное окружение). Вся жанровая композиция выразительно развёрнута в пространстве повторяющимися ритмическими мотивами и старательно освещена. В этой бытовой «зарисовке», кажется совсем нет места драматичным идейным мотивам раннехристианской истории. Зато настойчиво проявляется стремление художника сохранить верность идеально-условному фигуративному стаффажу, который, вероятно, должен придать изображаемому мотиву достойно-возвышенный характер (профильное изображение женщины на первом плане с сопутствующей ей фигурой никак сюжетно не обоснованным опустившимся на колено полуобнажённым со спины юношей). Если к отмеченным элементам изображения прибавить руинированный пейзаж, в изображении которого Веникс был мастером, складывается полная картина манеры этого живописца, в которой выражен переходный характер голландского изобразительного искусства, от эпохи расцвета ко времени, когда оно постепенно начинает клониться к упадку.  

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам