Иаков с семейством. Картина
- XVII в.
- медь; масло
- Ж-5
- ПГХГ ИКЭ-75
Пермская картина Веникса - причудливое сочетание голландского реалистического метода и приверженности устоявшемуся кругу итальянизированных мотивов. Изображение семьи Иакова, брата Господня, «собрано» из массы тонко подмеченных, наблюдаемых в окружающем мире подробностей (поза кормилицы, анималистический компонент, состоящий из коз и коровы, предметное окружение). Вся жанровая композиция выразительно развёрнута в пространстве повторяющимися ритмическими мотивами и старательно освещена. В этой бытовой «зарисовке», кажется совсем нет места драматичным идейным мотивам раннехристианской истории. Зато настойчиво проявляется стремление художника сохранить верность идеально-условному фигуративному стаффажу, который, вероятно, должен придать изображаемому мотиву достойно-возвышенный характер (профильное изображение женщины на первом плане с сопутствующей ей фигурой никак сюжетно не обоснованным опустившимся на колено полуобнажённым со спины юношей). Если к отмеченным элементам изображения прибавить руинированный пейзаж, в изображении которого Веникс был мастером, складывается полная картина манеры этого живописца, в которой выражен переходный характер голландского изобразительного искусства, от эпохи расцвета ко времени, когда оно постепенно начинает клониться к упадку.