Бакшеев В.Н.

Молебен с водосвятием.

Изображает просторную светлую комнату, в раскрытые окна которой видна светлая зелень сада. Слева у круглого стола, покрытого белой скатертью с тремя зажженными свечами, белой миской и пучками зелени, стоит с крестом и в облачении старик-священник. На голове его черная скуфейка, лицо обрамлено седой бородой. Поодаль слева поющий псаломщик в длинном узком подряснике. Сзади молящаяся старушка в белом чепце, большой шали, темном платье. Молодая полная женщина стоит справа; у двери стоит кухарка в красном сарафане и слуга.
Бакшеев В.Н.

Молебен с водосвятием.

  • 1893 - 1894
  • Холст,масло. 56х76
  • Ж-361
  • ПГХГ РК-3119
показать описание

Картина написана художником в период, когда он покидает ряды Товарищества передвижных художественных выставок и становится активным участником творческого объединения – Союза русских художников. Широкая идейно-художественная платформа Союза сумела примирить в своих рядах тех, кто ушёл от идейной направленности передвижников и тех, кто не сумел обрести себя под властным единоначалием Дягилева на выставках «Мира искусства».

Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Бакшеев начинал свою творческую биографию как художник бытовых сцен. Полотнами с такими сюжетами он обращает на себя внимание П.М.Третьякова («Девушка кормящая голубей», 1887) и получает звание классного художника по выходе из училища («Возвращение с богомолья», 1888). Позднее, сначала как экспонент, а затем и член ТПХВ, художник демонстрирует верность реалистическому методу («Житейская проза»; 1893).

Вторая половина 1890-х гг. стала временем, когда в творчестве художника возобладал интерес к пейзажу. Вероятно, в этом предпочтении сказалось влияние его учителей по училищу – А.К.Саврасова и В.Д.Поленова, крупнейших отечественных мастеров пейзажной живописи.

Таким образом, пермское полотно кажется в некотором смысле исключением, в тематических приоритетах зрелого мастера. Однако это не совсем так. Правдивость натуры, тонкости в подаче каждой детали, нежная расположенность к русской природе отличающая творчество Бакшеева, и в данной картине играют ведущую роль. Так же, как характерны для «Молебна с водосвятием» какое-то особое внутреннее спокойствие и глубокая сосредоточенность, бережное отношение к изображаемому. Как и в созданных художником пейзажах в этой бесхитростной сцене заурядного религиозного ритуала отсутствуют эффектные композиционные решения, нет места ярким и броским краскам, Интерьерный разворот камерный, гармонично-соразмеренный во всех деталях, созвучен очарованию простоты «заглядывающему» в комнату пейзажа. Тонкие оттенки голубого и розового, палевого и золотистого цветов в совокупности дают ощущение какой-то особой мягкой печали, щемящей грусти о чём-то безвозвратно уходящем, неумолимо исчезающем в неизбывном потоке повторяющихся слов молитвы.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам