Молебен с водосвятием.
- 1893 - 1894
- Холст,масло. 56х76
- Ж-361
- ПГХГ РК-3119
Картина написана художником в период, когда он покидает ряды Товарищества передвижных художественных выставок и становится активным участником творческого объединения – Союза русских художников. Широкая идейно-художественная платформа Союза сумела примирить в своих рядах тех, кто ушёл от идейной направленности передвижников и тех, кто не сумел обрести себя под властным единоначалием Дягилева на выставках «Мира искусства».
Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Бакшеев начинал свою творческую биографию как художник бытовых сцен. Полотнами с такими сюжетами он обращает на себя внимание П.М.Третьякова («Девушка кормящая голубей», 1887) и получает звание классного художника по выходе из училища («Возвращение с богомолья», 1888). Позднее, сначала как экспонент, а затем и член ТПХВ, художник демонстрирует верность реалистическому методу («Житейская проза»; 1893).
Вторая половина 1890-х гг. стала временем, когда в творчестве художника возобладал интерес к пейзажу. Вероятно, в этом предпочтении сказалось влияние его учителей по училищу – А.К.Саврасова и В.Д.Поленова, крупнейших отечественных мастеров пейзажной живописи.
Таким образом, пермское полотно кажется в некотором смысле исключением, в тематических приоритетах зрелого мастера. Однако это не совсем так. Правдивость натуры, тонкости в подаче каждой детали, нежная расположенность к русской природе отличающая творчество Бакшеева, и в данной картине играют ведущую роль. Так же, как характерны для «Молебна с водосвятием» какое-то особое внутреннее спокойствие и глубокая сосредоточенность, бережное отношение к изображаемому. Как и в созданных художником пейзажах в этой бесхитростной сцене заурядного религиозного ритуала отсутствуют эффектные композиционные решения, нет места ярким и броским краскам, Интерьерный разворот камерный, гармонично-соразмеренный во всех деталях, созвучен очарованию простоты «заглядывающему» в комнату пейзажа. Тонкие оттенки голубого и розового, палевого и золотистого цветов в совокупности дают ощущение какой-то особой мягкой печали, щемящей грусти о чём-то безвозвратно уходящем, неумолимо исчезающем в неизбывном потоке повторяющихся слов молитвы.