Брюллов К.П.

Диана, Эндимион и сатир.

Изображен мифологический сюжет. В центре композиции - спящий на светло-розовом покрывале обнаженный юноша, полуобнаженная женщина, опирающаяся на левое колено, справа - сатир, обхвативший женщину.
Брюллов К.П.

Диана, Эндимион и сатир.

  • 1840-е
  • Картон, масло. 48,8х57,5
  • Ж-1597
  • ПГХГ КП-17250
показать описание

К.П.Брюллов на протяжении своей творческой деятельности постоянно обращался к мифологическим сюжетам. Но в годы развития и утверждения идей «натуральной школы» картины Брюллова «Спящая Юнона», «Диана и Эндимион» подвергались порицанию, так как, по мнению критики, «уводили» от больших задач искусства.

Картина «Диана, Эндимион, Сатир» 1849 г. была написана на сюжет эротической новеллы итальянского поэта XVIII века Джамбаттиста Касти.

Миф о прекрасном Эндимионе, пленившем богиню Диану, был популярен в русском искусстве. К нему еще до Брюллова обратился А.И.Плещеев. Он посвятил ему стихотворение «Эндимион» (1835-36):

-Ты спал, о юноша, ты спал,-

Когда она, богиня скал,

Лесов и неги молчаливой,

Томясь любовью боязливой,

К тебе, прекрасна и светла,

С Олимпа мрачного сошла .

Плещеев значительно смягчил элемент эротики. Брюллов же его подчеркнул. Тема настолько привлекла живописца, что он сделал повторение и скульптурную группу. Картина хранится в коллекции Третьяковской галереи. Повторение с нее было приобретено в собрание Пермской художественной галереи из частной коллекции Москвы.

Художественный критик В.Стасов очень строго оценил картину «Диана, Эндимион и Сатир», отметив «содержание поверхностное, несерьезное в соединении с насмешкой и карикатурой…и с грубой непристойностью». С картины была сделана литография А. А. Козловым. Но даже цензура сочла ее непристойной и потребовала «не выставлять в окнах магазинов».

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам