Иванов А.А.

Этюд к картине "Явление Христа народу".

Изображает на светлом фоне голову мальчика (оплечно) с обнаженными плечами. Лицо повернуто вправо (от него) в три четверти. Волосы темно-русые, короткие, оставляют открытыми лоб и левое ухо. Брови и глаза коричневые. Левая часть шеи и плеча в тени.
Иванов А.А.

Этюд к картине "Явление Христа народу".

  • XIX в.
  • Холст, масло. 23х20
  • Ж-139
  • ПГХГ КП-2174
показать описание

Этюд «Голова дрожащего мальчика» к картине «Явление Христа народу» великого русского художника А.А.Иванова представляет изображение графа Иосифа Виельгорского, исполненное в процессе работы над картиной, и является одним из вариантов разработки типажа для внесения в картину. Цель такого этюда – точное воспроизведение образа для дальнейшей разработки своего замысла.

Этюд датируется 1830 –ми годами, когда художник работал над образами своей знаменитой картины. Образы в картине проходили сложную метаморфозу. Это очень заметно, если этюдные образы сравнить с образами законченной картины. Вначале – работа с натуры, усиление нужных черт в психологической характеристике образов, затем реальные черты персонажей сверяются с классическими оригиналами, затем автор подчиняет их общему смыслу и тону картины.

Над группой рисунков к образам «дрожащих» отца и сына, после крещения вышедших из воды, художник работал целенаправленно. В образе отца современники узнавали Н.Гоголя.

Группа «дрожащих» отца и сына – одна из пластически прекрасных групп в картине. А этюд из пермского собрания отражает один из этапов работы великого мастера.

Историю «открытия» этюда описывает Н.Г.Машковцев в своей книге «Гоголь в кругу художников»: «Осенью 1934 года в антиквариате торгсина я нашел этюд головы дрожащего мальчика… Не говоря уже о чрезвычайно типичной для Иванова манере живописи, подлинность этюда подтверждают все технические признаки (загрунтованная бумага, наклеенная на холст, размер и формат этюда). Но кроме того, есть еще одно необычайно важное обстоятельство, которое не только окончательно свидетельствует о подлинности этюда, но и открывает еще один эпизод, связанный с историей картины. Внизу на этюде по сырому процарапано несколько слов. Это сделано, несомненно, рукой самого художника. Содержание надписи читается с трудом : «Гр. Виельгорс…». Надпись относится к самому изображению и что этот этюд является изображением гр. Иосифа Виельгорского, сына М.Ю.Виельгорского, умершего от чахотки на руках у Гоголя и которому Гоголь посвятил взволнованные страницы «Ночей на вилле».

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам