Касаткин H.А.

Шахтер.

Изображен мужчина с молотком и зубилом в руках, склонившийся к породе камня. Слева впереди горит свеча, освещающая обнаженную руку и лицо шахтера. Фон справа темный.
Касаткин H.А.

Шахтер.

  • 1892-1897
  • Холст, масло.
  • Ж-993
  • ПГХГ КП-6655
показать описание

Николай Касаткин вступает в члены Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) в очень непростой для объединения период. В 1890-х гг. Товарищество, бывшее в течение нескольких десятилетий лидером отечественного изобразительного искусства, переживает ряд трудностей. Уходят из жизни авторитетные лидеры объединения (И.Н. Крамской, А.К. Саврасов). Желание других мастеров (И.Е. Репин, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи) преподавать в Академии художеств - было воспринято как предательство. Происходит конфликт между старшим и молодым поколением передвижников. Наконец, появляется под руководством С.П. Дягилева новое творческое объединение – «Мир искусства», деятельно утверждающееся в русской художественной жизни.

Однако, главный кризис передвижничества обозначился не столько в организационной стороне, сколько в вопросах идейно-социальных. Возникнув в 1870-х гг. как мощное выражение общественно-демократического движения, ТПХВ к началу 1890-х минует основную линию русского общественного развития – созревание рабочего движения. Трогательно-просветительские (Н.Богданов-Бельский) или с оттенком элегичности (Л.Пастернак) бытовые сюжеты, конечно, не отвечали запросам времени. В этих непростых обстоятельствах особенно был ценен приход в объединение такого самобытного мастера как Н.А.Касаткин. В поисках своей темы художник обращается сначала к типичным сюжетам передвижнического жанра («Соперницы», 1890; «Шутка», 1892).

Произведение из собрания ПГХГ тематически связано с новыми этапными картинами Н.А.Касаткина - «Шахтерка», 1894; «Углекопы», 1895; «Шахтёр-тягольщик», 1896. Впервые героем произведений изобразительного искусства становится рабочий-шахтёр, яркий представитель грядущих социальных процессов. Работая над галереей новых типов, художник следует устоявшимся традициям русской реалистической школы. Многие месяцы он живёт в районе Донецкого угольного бассейна, общается с шахтёрами и пишет большое количество этюдов*. В них художнику удалось запечатлеть особенности тяжёлого труда в угольных забоях, показать жизненно-правдивые ситуации и вывести целую галерею убеждающе-типических образов. В пермском этюде экономно используя выразительные средства, Касаткин создаёт выразительный образ забойщика. Неустойчивое пламя оплавленной свечи выхватывает из глубокой темноты угольного штрека фигуру забойщика. Крохотное пространство заставило человека низко согнуться, сковало его позу, сузило амплитуду движений. Однако, художник менее всего стремился таким образом сформировать однозначную критическую или сочувствующую реакцию. Скованность позы оборачивается ощущением какого-то монументального спокойствия, ограниченность пространства позволяет ярче выявить неторопливую сосредоточенность действий. На небольшом полотне перед зрителем без яркой рисовки и эффектных жестов, минуя расхожие социальные установки, проявляется образ, внутренняя значимость которого выявлена чисто живописными средствами – контрастным колоритом и мощным энергичным мазком.          

 * Возможно, пермский этюд был показан живописцем на 1-й выставке этюдов в 1903 г. 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам