Лансере Е.А.

Кабардинский табун.

Изображены пять взрослых и две маленькие лошади. На одной из них - левой крайней едет казак, впереди которого в седле сидит ребенок, держась за отца. Правая рука казака высоко поднята, в левой - повод. На нем кафтан с патронами, с левого плеча спускается бурка. На голове меховая папаха. Четыре лошади идут головами вперед. Три последние сгрудились вместе.
Лансере Е.А.

Кабардинский табун.

  • 1878
  • Бронза,литье.
  • С-85
  • ПГХГ ИКЭ-262
показать описание

Евгений Лансере завоевал раннюю известность как автор выразительных статуэток, лейтмотивом которых была, как правило, фигура коня. Отливки восковых моделей Лансере пользовались большой популярностью в качестве малоформатной, так называемой "кабинетной" пластики, предназначенной для украшения домашних интерьеров в духе романтического историзма. Чутко следуя этой моде, мастер часто придавал своим образам национально-исторический или этнографический колорит: «Соколиная охота», 1872; «Запорожец после битвы», 1873; «Донские казаки-фуражиры», 1878; «Арабская конная игра», 1884;.»Святослав (Святослав I, великий князь киевский)», 1886,серия конных черкесов (1880-е годы); и др., — серийные копии большинства этих вещей представлены и в целом ряде столичных собраний и коллекциях региональных музеев. Превосходная передача типических черт людей различных этнических групп, особенностей различных лошадиных пород, естественность и живость воспроизведенных движений и изящная, деликатная лепка отличают как отдельные фигуры, так и его сложные группы. Скульптор работал по заказам крупнейших отечественных бронзолитейных фирм Морана, Шопена, Овчинникова, которые к тому же субсидировали его путешествия. Создавал Лансере и модели для Каслинского чугуннолитейного завода. Порой вводил в свои вещи (как, к примеру, в Киргизском косяке) барельефчики на постаменте, тем самым превращая их как бы в миниатюрные памятники.

Именно в таком духе и создана скульптором группа, представленная в экспозиции ПГХГ. Сложно организованная многофигурная композиция включает восемь лошадей и фигурки двух наездников – отца и маленького сына. Загоняемая табунщиком группа лошадей представлена очень живо. Нет двух одинаковых по пластике поз, анатомических трактовок. За этой убедительностью впечатления стоит колоссальная подготовительная работа скульптора, тщательно изучавшего не только особенности различных пород лошади, но и глубоко вникавшего в психологию их поведения. Воспроизведённая в мягких материалах композиция затем была разобрана и каждая фигура была отлита отдельно. После этого она вся была снова собрана на едином постаменте. В этой сложной работе большая ответственность ложилась на мастеров-бронзолитейщиков. Они должны были точно следовать авторскому замыслу и, кроме того, сохранить авторский скульптурный почерк, выражающийся в особенностях лепки, специфике понимания выразительности фактуры бронзы.

Особенно трогательно выразительны фигурки отца и сына. Хозяйский, не без мужской лихости жест отца, и трогательно-простодушная фигурка сына, вознесённая на высоту отцовского седла, и, может быть, впервые оказавшаяся участником завораживающего действа. 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам